Джек Корнфилд, американский учитель буддизма, изучал буддизм несколько лет с лучшими учителями в монастырях Таиланда и Бирмы. Когда он вернулся в Америку в обычную жизнь, он обнаружил, что разучился желать. Он даже не мог сделать простейших выборов, и на вопрос своей подруги: “Не хочет ли он сходить в кино?” — он отвечал: “Мне все равно, как ты скажешь” (что ее сильно раздражало).
Благородные Истины буддизма
Согласно буддизму наши желания – главная причина наших страданий
Удовлетворение желаний скоротечно, оно лишь приводит к возникновению новых желаний, возникновению цикла неудовлетворенных желаний и рождению страдания. Путь к избавлению от страданий, учит нас Будда, состоит в уничтожении желаний.
Так гласят четыре Благородные Истины – основа многих направлений современного буддизма.
В чем я с Буддой кардинально не согласен.
Правда неизвестно, говорил ли такое Будда или нет. Будда жил 2 500 лет назад, сам ничего не писал, довольно сложно отделить его собственные слова от позднейших добавок его учеников и толкователей.
Но говорил ли это Будда или нет — отказ от желаний стал лозунгом многих современных буддистов. Вот цитата из обычной рядовой книги по буддизму:
У людей есть желания, неудовлетворение их порождают страдания. Страдания ведут к смерти и к новым воплощениям, а новые воплощения к новым страданиям. И так до бесконечности. Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний и тогда не будет страданий и смерти.
И не только буддисты этому учат. Многие философы также утверждали, что путь к счастью в том, чтобы меньше желать. Например:
Лучше свести свои желания и потребности к минимуму, чем достигнуть максимального их удовлетворения (Артур Шопенгауэр)
Кто меньше хочет, в меньшем и нуждается (Публий Сир)
Что совершенно неверно и сбивает с толку многих искателей истины.
Относительность истины
Если бы я создавал Благородные Истины, то первой была бы такая:
Любая Благородная Истина относительна, и верна лишь для людей определенного уровня развития сознания.
Учение о том, что избавление от желаний может избавить нас от страданий, верно лишь для тех, кто находится очень высоко, как сам Будда или близко к нему. Для большинства из нас оно недосягаемо высоко.
Да, если человеку действительно ничего (или почти ничего) не надо, если он святой или юродивый, то для такого человека это учение является верным. Но много ли таких людей?
И даже в этом случае речь идет об отказе от определенных желаний, например желаний собственности, обладания, славы. Но желание что-то сделать, чего-то достичь — оно всегда необходимо для развития
Ничего славного нельзя сделать без горячего желания (Иоанн Златоуст)
Желания не исчезают, просто одни желания заменяются другими.
Развитие желаний и развитие сознания
В процессе развития личности (сознания) способность желать (и порождаемые желаниями страдания) проходит через несколько энергетических уровней.
1 уровень. Страдания из-за отсутствия желаний (подавление желаний)
На самом низком уровне мы не можем желать. Это депрессия, апатия и один из самых низких уровней на энергетической шкале. Это подавление желаний. Энергия желания отсутствует.
На этом уровне причиной страданий являются не желания, а напротив их отсутствие. Психологи, работающие с депрессивными состояниями, знают как сложно убедить клиента желать. Отсутствие желаний на этом уровне идет от неверия в то, что желание осуществится. Неверия в свои силы.
Правильная установка для этого уровня: научиться желать
2 уровень. Страдания из-за недостижения желаний
На чуть более высоком уровне мы разрешаем себе желать (что большой шаг вперед), но не в состоянии реализовать эти желания. Правильнее сказать, не разрешаем себе их реализовать. Или мы можем реализовать их кратковременно, но быстро теряем достигнутое. Пребывание в состоянии страха – типичный пример. Энергия желания есть, но она слишком мала, и желание редко осуществляется. Неверие в свои силы все еще очень велико.
Правильная установка: научиться достигать целей (реализовывать желания). Для этого нужно поднять уровень энергии (уровень вибраций).
Теме поднятия уровня энергии посвящен весь блог
3 уровень. Довольствование малым. Избегание больших желаний.
На этом уровне уже удается поставить какие-то цели и их достичь. Но остается внутренний страх желать большего.
Это устойчивый уровень, на нем страданий нет, скорее есть рутина и скука. Начальные желания удовлетворены, развиваться дальше либо страшно, либо не хочется. На этом уровен есть удовлетворение текущими достижениями. Но нет счастья, нет полноценной жизни.
Человек живет, используя предыдущий опыт, а не накапливая новый. Это состояние хорошо описано Владимиром Серкиным в книге “Хохот шамана”.
Когда человек долго живет в привычной ситуации, он становится компетентным и заскорузлым. Его мышление деградирует, т.к. он не решает новых задач… Он экономит мышление, живя привычным образом. Потом он начинает избегать новых задач.
Здесь мы снова входим в видимое противоречие с философами, призывавшими желать меньшего, например:
Тот, кто не научился жить, довольствуясь малым, всегда будет рабом. (Гораций).
Марина Цветаева довела эту мысль до абсурда
Не стыдись, страна Россия!
Ангелы – всегда босые.
Если понимать философов так, что не нужно гнаться за большим, жертвуя собственной целостностью, то они правы. На 100%. В жизни часто ситуации, когда приходится довольствоваться малым.
Но если их понимать так, что при этом не нужно и мечтать о бОльшем, то они неправы. Никакая действительность не может ограничить мечты.
Есть те, кому не нужны материальные вещи или нужны по минимуму. Их много среди людей искусства. Поэт Велимир Хлебников, например.
Брики одели Хлебникова в поношенные вещи Маяковского…Но вещи с чужого плеча, и от друга‑соперника, ничуть не принижали Велимира. Они ничего не значили для него, как и чувства, порождаемые вещной стороной существования. Потому он легко принимал любое даяние, одежду или кусок хлеба. Юрий Нагибин
Но тот же Хлебников смертельно обижался, когда не признавали его как великого поэта.
Желание славы или жажда власти — сильные страсти (эмоции), и иногда желание обладать вещами меркнет по сравнению с ними. Пример Хлебникова — как и многих других — вовсе не пример бессребреника; ему нужно было серебро другой чеканки.
4 уровень. Страдания из-за “неправильных” желаний
Устойчивость и удовлетворенность предыдущего уровня преодолена.Теперь возможно желать бОльшего и это бОльшее достигать. Разумеется, и сами желания становятся мощнее, в них появляются проблески намерения (пользуясь термином Кастанеды).
Намерение — это непоколебимая целеустремленность, особое состояние ума (Карлос Кастанеда)
На этом уровне страдания возникают в основном из-за «неправильных» желаний. Например, мы часто желаем не того, что мы действительно хотим, а то, что навязывает нам общество и общественное мнение.
Только на этом уровне развития возникает необходимость в ограничении части желаний (отказе от части желаний). Но это на самом деле тоже не отказ, а перенос внимания с “неправильных” на “правильные” желания. На смену одним желаниям приходят другие желания.
Еще раз обращаю внимание: “правильное” и “неправильное” — понятие относительные. Желание, неправильное для одного уровня развития, будет очень даже правильным для другого.
Перенос внимания на “правильные” желания
Наше сознание (энергия) не сосредоточено на одном энергетическом уровне, а распределено вдоль всей энергетической шкалы. Однако есть область этой шкалы, где плотность нашего сознания наиболее высока. Можно сказать, что это наш текущий уровень развития (личности, сознания).
Отдельные “части” (“сгустки”) нашей энергии могут находиться как на более низких, так и на более высоких уровнях, чем этот наш текущий уровень. Чаще всего, так и есть. Эти более низкие и более высокие энергетические “сгустки” вызывают энергетически более низкие и более высокие желания.
Многие из этих желаний навязаны нам обществом, но это не столь важно. Ведь если общество смогло навязать нам свои установки, значит внутри нас есть некая соответствующая этим установкам энергия.
Если мы “ведемся” на эти установки, т.е. если эти эти установки вызывают в нас эмоции, которые в свою очередь вызывают “желания” — то тем самым мы усиливаем эти желания и ту энергию внутри нас, которая этим желаниям соответствует. Мы всегда усиливаем то, на что обращаем внимание.
Задача на этом этапе — отсекать энергетически существенно более низкие желания, чтобы они не тянули энергию вниз. Эти желания являются “неправильными” — на данном конкретном этапе развития. Как это делать? Не обращать на них внимания! Если долго не обращать на них внимания, то постепенно энергию уйдет из этих областей. А без подпитки энергии эмоции не будут возникать, и желания отомрут сами по себе.
Это вторая Благородная Истина для желаний: ключ к избавлению от страданий состоит в выборе правильных желаний путем переноса внимания.
Слишком благородные желания также вызывают страдания
Другая задача — отсекать те желания, которые продуцируются энергией, находящейся существенно выше нашего среднего уровня развития.
Это кажется парадоксальным. Однако, если желания слишком высоки для нас, — это не наши желания. Либо они навязаны слепым подражанием тем, кто находится на более высоком уровне развития, либо просто представляют собой “бегство от жизни”. В любом случае, это “маниловские” желания, это мечты, которые все равно невозможно реализовать на том уровне, на котором мы находимся.
Так, для депрессивных людей, находящихся на низком уровне развития, характерны мечты о подвиге, спасении мира и т.д. Но это только мечты, и гораздо лучше постараться пожелать что-то небольшое, но доступное для себя, чем что-то грандиозное, но абсолютно неосуществимое, для всего человечества.
Популярность фильмов и книг, где герой спасает мир, свидетельствует о низком энергетическом уровне развития нашего общества.
Но как же развиваться вверх? Более высокие желания нам тоже нужно реализовывать, но они не должны находиться кардинально выше среднего энергетического уровня.
Правильная установка для этого уровня развития: научиться понимать какие желания являются для нас “правильными”. И тратить усилия на их реализацию, игнорируя неправильные желания.
Лучше желать неправильно, чем вообще не желать
Обычно одновременно сочетается неумение желать (по отношению к каким-то сторонам жизни), неумение достигать целей (по отношению к другим сторонам) и «неправильные = не наши» желания. Что приводит к самым разным страданиям . Но страдания из-за неправильных желаний менее сильны, чем из-за их отсутствия вообще.
Подавление “правильных” желаний, т.е. соответствующих уровню развития, никогда ничего хорошего дать не может. Подавление желаний возможно только через подавление эмоций. А подавление эмоций всегда ведет энергетически вниз.
Проявление эмоций, даже болезненное, всегда стоит энергетически выше, чем их подавление. Поскольку проявление эмоций способствует их высвобождению, а подавление — лишь приводит к их искажению.
Проработка “неправильных” желаний
Сила желаний определяется силой эмоций.
- Первую категорию “неправильных желаний” составляют те, которые не вызывают сильных эмоций. А их реализация не вызывает особого удовлетворения Эти желания всегда навязаны извне.
Мы желаем их либо потому что слепо следуем чьему-то мнению, либо потому что хотим понравиться, либо из чувства конкурентности. Иногда из страха осуждения. Иными словами, на самом деле мы этого не хотим, но для других и для себя делаем вид, что хотим.
Но если цель не вызывает эмоции, то мы этого не хотим.
Избавиться от таких желаний сравнительно просто — раз мы этого не хотим, то надо понять, почему мы все-таки принимаем эти желания как свои. В этом случае простое игнорирование этих желаний достаточно вполне достаточно. За желаниями не стоит энергии, они не будут сильно сопротивляться, как только возникнет осознание, что они не нужны.
Совсем другой случай, когда конкурентность (зависть, желание понравиться, ….) вызывают сильные эмоции. Цель не важна, но важно показать другим ее достижение.
В желании понравиться (с которым так любят бороться психологи) ничего плохого нет. Главное — кому мы хотим понравиться, потому что их уровень развития будет определять наш (раз мы следуем их желаниям). Если следование чужим желаниям приносит нам удовлетворение, то почему бы и нет.
Как бы то ни было, раз возникают эмоции — это относится к следующему пункту
- Вторую категорию составляют желания, вызывающие сильные эмоции, чья реализация приносит нам удовлетворение.
Если эти желания расположены сильно ниже, чем текущий уровень развития, то также следование им нежелательно. Но здесь сложнее — за желаниями стоят эмоции, а значит и энергия. Нельзя допустить, чтобы игнорирования желаний перешло в подавление.
Что делать? Самый правильный выход — найти более сильное “правильное” желание (основанное на более сильной “правильной” эмоции), на которое можно будет перевести внимание, и которое позволит не поддаваться первому “неправильному желанию”.
Нил Дональд Уолш, автор серии книг “Беседы с Богом” пишет о том, что одно время, находясь в депрессии, был близок к тому, чтобы совершить самоубийство. Его остановил страх
Я боялся того, что случится со мной, если я покончу со своей жизнью.
Страх, безусловно, не самая высокая эмоция. Но ее энергия сильнее, чем энергия состояния депрессии. И этой силы оказалось достаточно.
5 уровень. Возникновение непривязанности к желаниям (результату)
Для всех предыдущих уровней характерно отождествление себя с желаниями. Но не все желания осуществляются, что вызывает страдания.
Конечно все слышали и понимают на уровне ума максимы наподобие
Делай что должно, и будь что будет (Марк Аврелий, философ и римский император)
Или у более современного автора
То, чем вы действительно можете управлять, — ваши собственные поведение и действия, а то, чем не можете, — их результат. (Джим Кемп “Сначала скажите нет”)
Но следовать такой максиме получается плохо из-за недостатка энергии.
На данном уровне такая возможность появляется. Возможность не привязываться к своим желаниям и результату, который они вызывают.
Американский психолог Милтон Эриксоном является примером такого подхода. Вот что писал его ученик.
Для него была характерна позитивная ориентация на будущее. Но она не была похожа на навязчивую идею, она напоминала огонь, на который летит мотылек. Идея не овладевала им, скорее – она оставалась где-то там, вдали и влекла его к себе (Джеффри Загг).
Эриксон в работу с пациентами вкладывал себя целиком. Но делал он это непринужденно. Если пациент был внутренне не готов к изменениям, Эриксон от него отказывался (как правило, он ставил пациента в ситуацию, что пациент отказывался сам). Эриксон формировал желания изменить своего пациента, но не был к этому желанию привязан.
Такое разотождествление, конечно, происходит только с внешними желаниями, направленными вовне (желания внешних вещей, приобретений, успехов пациентов или детей и т.д.). Напротив, желания внутренние (направленные на себя) укрепляются, с ним возникает бОльшее отождествление. Человек лучше понимает, кто Он есть и каким Он хочет предстать миру, эти желания начинают преобладать.
Третья Благородная Истина для желаний в моем изложении: Желай, но не привязывайся к результату
Еще раз — то, что определяет переход от уровня к уровню — сила внутренней энергии (вибрационная частота энергии). Ученики американского психолога Милтона Эриксона создали НЛП (нейро-лингвистическое программирование), в котором попытались воссоздать техники, используемые Эриксоном. Другие ученики создали направление, которое назвали Эриксоновский гипноз. Но техники без интуиции и энергии, которые стоят за техниками, мало что стоят. Эриксон опирался на свою энергию (интуицию, осознание — можно подобрать разные слова), формировал желание (намерение) и энергетика этого желания осуществляла основную часть лечение и изменения личности пациента.
6 уровень. Святые тоже страдают
Если на предыдущих уровнях желания соединены с сомнениями (удастся ли достичь желаемого), то на этом уровне сомнения постепенно исчезают. Желания приходят и реализуются все более легко и безболезненно.
По мере развития способности желать или намереваться, уменьшается временной промежуток между намереванием и появлением желаемого в нашей жизни. Одновременно удается желать и притягивать в свою жизнь все более сложные и энергетически мощные вещи.
На уровне некоторых святых исполнение желания происходит мгновенно. Фактически их желания – это команда для Вселенной. Так Иисус смог оживить мертвого. Так происходят чудесные исцеления.
Но одновременно с такими способностями возрастает и ответственность за желания. Если любое желание исполняется, и это желание не самой чистой пробы, то потом за него следует расплата. Вот на этом-то уровне желания представляют ту опасность, о которой говорил Будда. Иисус также учил отказываться от желаний путем «не моя воля, но Твоя да будет». Фактически его главное желание состояло в том, чтобы выполнить волю Бога.
Но до этого уровня пока далеко . Поэтому задача – научиться правильно выбирать желания, и как можно быстрее их достигать. Через создание правильного намерения. И не привязываться к реализации внешних желаний.
В этом нет ничего эзотерического. В своей жизни я много раз видел, как в бизнесе правильное желание + сильная энергетика приводило к успеху людей, не думающих ни о каких высоких материях. Такое желание – это определенный настрой. Если он правильный, то все ошибки на пути неожиданно оказываются удачами или корректируются, вовремя появляются нужные люди и ресурсы и т.д.
Спираль желаний
Не согласен я с Буддой и насчет циклов неудовлетворенных желаний. Да, циклы существуют. Но рано или поздно мы пресыщаемся, и тогда возникают новые желания на новом уровне. Цикл превращается в спираль. Осуществление одних желаний влечет за собой появление других.
Четвертую Благородную Истину для желаний хорошо сформулировал Гельвеций.
Для счастья человека необходимо, чтобы за исполненным желанием всегда следовало новое… Люди своим счастьем обязаны смене своих желаний (Клод Гельвеций)
Спираль желаний идет выше, и в свою очередь требует от нас более высокого уровня энергетики, чтобы ее достичь.
Так желания развивают сознание, повышают уровень энергии и частоту вибраций. В этом и состоит предназначение желаний.
Возвращаясь к буддизму
Я не думаю, что Будда в действительности учил отречению от желаний. Это лишь неверная интерпретация, возникшая в умах людей с низким энергетическим потенциалом. Но увы, очень распространенная.
Я начал эту статью с рассказа об американце Джеке Корнфилде, который разучился желать после нескольких лет погружения в буддизм в монастырях Юго-Восточной Азии. После возвращения в обычную жизнь ему пришлось учиться желать заново. Он понял, что в отказе от желаний нет ни мудрости, ни просветления.
Некоторые люди ошибочно думают, что буддизм осуждает все желания. Но это не так. На самом деле буддизм ведет нас от желания к изобилию…
Один из моих учителей индийский святой Нисаргадатта говорил своим ученикам: “Проблема, не в том, что у вас есть желания, а в том, что вы желаете так мало. Почему вы не желаете полную радость, свободу и реализацию?”
(Джек Корнфилд)
Джек Корнфилд также обнаружил, что ни медитация, ни различные возвышенные состояния, в которые он при помощи медитации входил, не смогли решить его внутренние психологические проблемы, и прибег к помощи западной психотерапии. Что совсем не умаляет достоинств медитации, но показывает, что вера во всемогущество медитации и в то, что медитация может решить любые проблемы, необоснована. Но это уже другая история.
Резюме:
4 Благородные Истины для желаний в моем изложении:
- Любая Благородная Истина относительна, и верна лишь для людей определенного уровня развития сознания.
- Ключ к избавлению от страданий состоит в выборе правильных желаний путем переноса внимания.
- Желай, но не привязывайся к результату
- Для счастья и развития человека необходимо, чтобы за исполненным желанием всегда следовало новое
И 6 этапов развития способности желать — они описаны в статье
Ну хорошо, с развитием желаний понятно. А как они возникают? Какой механизм их возникновения?
Этим темам посвящена другая статья блога Эмоции и желания.
Как же узнать, что желание правильное?
Это хороший вопрос.
К сожалению, простого ответа я не знаю.
Могу дать лишь общий — если осуществление желания ведет нас к цели, т.е. к тому идеалу, к-м мы хотим быть, то это правильное желание.
При этом желание заработать деньги, например, может быть в определенных обстоятельствах очень правильным желанием.
Или заняться сексом
Это я к тому, что «идеал» -это может быть тот «мы», кто много зарабатывает и с удовольствием занимается сексом.
Это очень духовно
Нууу…в чём-то соглашусь.
Думаю, учения Гаутамы (в свою очередь основанные также на брахманизме, выращенные из Упанишад, практик йоги, медитации и тд и давшие начало другим ветвям типа чань\дзен, адвайте-веданте и др) вполне себе работают, точны. Просто они действительно очень общи, емкие в формулировках, как вы сказали — для тех кто просветлен.
То есть для продвинутого уровня.
Основатель адвайте критиковал за это буддизм, что «средние и нижшие» люди этого учения понять не могут.
В последствии многие течения разжевывали эти благородные истины для людей, интерпретировали как и вы каждый на свой лад.
Я настроен как-то оптимистичнее, не сказал бы что «мы все неспособны понять». Ведь СГ Будда нёс эти знания специально, он верил в способность людей почувствовать и понять. Постепенно расширял свои емкие 4 истины, создавались предписания, правила, уточняющие то, что он хотел сказать. До его смерти.
Думаю, тут нужна практика и намерение. Может и нирваны не достигнешь, но хотя бы почувствовать часть этой истины можно, а это уже много.
Думаю желания важны- на определённом этапе. Делить на «правильные» и «неправильные» противоречит идее единства и неделимости. Желания есть желания.
До определённого этапа они нам помогают — двигаться.
Но дозревая до более высоких состояний (скажем соответвующих — Вишудхе, Аджне) — можно принимать решения и жить освободившись от рабства желаний (а это рабство — ведь по ощущениям всегда они тебя тянут куда-то за шкирку). Просто человек на этом уровне исходит из другого, не эмоций, а ума, чувствования и понимания того, как лучше, созидательнее, что важнее. Что приводит к страданию, а что к освобождению от него. Этому помогает и свободное от иллюзий видение.
Это я старался понять и частично во время практик почувствовал, совсем немного. Мне кажется так.