Посмотрел 1-ую серию сериала Шаляпин. Следующие серии смотреть не буду. Развесистая клюква.
Содержание 1-й серии. Шаляпин — русский самородок, нигде и ни у кого не учился. Импресарио предлагает дебютировать в партии, заменив другого певца, что Шаляпин с успехом и делает (выучив партию за 1 день (!!)). Публика рукоплещет.
Реальность-1. Шаляпин 2 года учился у Дмитрия Усатова, известного тенора. Сам же Усатов учился у Камилло Эверарди — легенды той эпохи.
Эверарди сначала окончил Парижскую консерваторию, а потом совершенствовался у Гарсии и Ламберти — двух столпов итальянского оперного вокала. С громадным успехом выступал в Европе (композитор Гуно под его голос писал Мефистофеля и сам с ним готовил эту роль — в этой партии будет потом блистать и Шаляпин). Был приглашен в Россию, где осел и стал преподавать. Большинство выдающихся русских певцов конца 19-20 начала века были либо учениками Эверарди, либо учениками учеников Эверарди (сам Эверарди при встрече с Шаляпиным сказал ему: “Ти моя дочка”).
Так что у Шаляпина была классическая итальянская школа пения.
Кстати, Шаляпин до занятий с Усатовым считал, что у него баритон. На прослушивании он спел Усатову каватину Валентина из Фауста.
Реальность-2. Партия, которую Шаляпин поет в 1-й серии — Мельник (“Русалка” Даргомыжского)(в сериале об этом не говорится). Опера, крайне популярная тогда и почти забытая сегодня (на мой взгляд, незаслуженно). Партия Мельника была одной из ключевых партий всех русских басов того времени.
Партия очень сложная. Ария, которая звучит в сериале (“Ох то-то, все вы, девки молодые”), — это выходная ария, т.е. она исполняется в самом начале. Впереди вся опера, и сложнейшие дуэты с Наташей и князем. В сериале Шаляпин поет эту арию, и опера сразу заканчивается — актеры выходят на поклоны. Для тех, кто понимает, — смешно. А разучить и спеться в дуэтах — на это и для профессионального певца требуются недели…
Реальность-3. Шаляпин учился у Усатова, и тот учил его бесплатно. Денег на обучение у Шаляпина не было. И учил он его не только пению. Вот что пишет сам Шаляпин:
«Но всё‑таки Усатовы заставили меня обедать у них, и я претерпел немалые мучения при этом. Подавались кушанья, не виданные мною. Я не знал, как надо есть их. В тарелке с зелёной жидкостью плавало яйцо, сваренное вкрутую. Я стал давить его ложкой, оно, разумеется, выскочило из тарелки на скатерть, откуда я его снова отправил в тарелку, поймав пальцами. Зрители смотрели на мои операции молча, но неодобрительно, я чувствовал это. Претерпев эти пытки несколько раз, я, конечно, научился есть, не смущая соседей такими выходками, как, например, погружение пальцев в солонку или выковыривание ногтем мяса из зубов. Но это дорого стоило мне. К тому же Усатов имел благородную привычку говорить обо всём с чарующей простотой, от которой у меня зеленело в глазах.”
Думаю, пригодились Шаляпину эти уроки в его дальнейшей жизни.
Шаляпин прекрасно понимал, что сделал для него Усатов. Когда тот умер, Шаляпин был на гастролях за границей, но вернувшись, сразу навестил могилу учителя.
Конечно, авторы сериала не обязаны следовать фактам в точности. Но для Шаляпина опера была делом всей жизни, а создатели сериала во все, что касается оперы, демонстрируют потрясающее невежество. Похоже, оперу они не знают от слова совсем. Могли бы консультантов взять. Ну а не упомянуть об учителе — это свинство — сам Шаляпин за такое морду набил бы наверняка.
Последний штрих. В той же первой серии Шаляпин подменяет штатного баса театра. Бас сильно в возрасте, некрасив и пьяница. Жена у него молода и красива, Шаляпину она говорит, как талантлив ее муж. Видимо, по сюжету она в него влюбилась из-за таланта и голоса. Что ж, это бывает, Лемешеву молодые девушки объяснялись в любви, когда тому уже было около 70. Но вот только бас этот в сериале поет. И неясно, за что влюбляться то? Ни красоты голоса, ни таланта исполнения.