Эта статья является продолжением статьи Арджуна и Кришна. Путь не к себе
В Бхагавад-Гите Кришна убеждает Арджуну стать безжалостным убийцей и уничтожить родственников, учителей и друзей. От согласия или несогласия Арджуны ничего не зависит, говорит Кришна. Он, Кришна, принял решение уничтожить героев, и это решение будет исполнено.
Время Я — мира извечный губитель.
Весь этот люд Я решил уничтожить.
В битву ты вступишь иль битву покинешь,
воинам этим пощады не будет.
Так поднимайся! Добудь себе славу!
Царством, врагов перебив, наслаждайся!
Их ведь заранее всех поразил Я:
будь лишь оружьем Моим, славный лучник!
Для подкрепления своих слов Кришна посылает Арджуне видение
Вот они все — сыновья Дхритараштры,
Бхишма, и Дрона, и тот сын возницы,
прочих царей вереницы, героев,
и предводители воинов наших
внутрь Твоей пасти, оскаленной страшно,
словно спеша, друг за другом вступают;
многие там меж клыками застряли —
головы их размозженные вижу.
Кришна не говорит ни слова лжи. И все же он лукавит…
Да, все герои будут уничтожены, раз он так решил. Этого Арджуна изменить не может. Но Арджуна может согласиться быть орудием в руках Кришны (и принять ответственность за эти убийства — взять их на свою карму) или отказаться.
А что было бы, если бы Арджуна отказался? Кришна нашел бы в качестве своего орудия другого человека (других людей), глобальный результат был бы тот же — но не для Арджуны. Карма Арджуны осталась бы чистой, ответственности за убийства он бы не нес.
Как же Кришна убеждает Арджуну принять участие в битве? Он искушает его, приводит различные доводы, нащупывая слабые стороны Арджуны. Сначала он пытается взять его “на слабо” — если Арджуна не будет сражаться, то его объявят трусом, и он покроет свое имя позором. Если же Арджуна будет сражаться, говорит Кришна, он получит процветающее и непревзойденное царство. Когда же все это не срабатывает, Кришна объясняет, что Арджуне доверена почетная миссия — он станет рукой (орудием) Бога. Сомнения Арджуны рассеяны, он соглашается.
Искушение является одним из основных методов, с помощью которого Высшие Силы воздействуют на нашу реальность. Они используют его, чтобы повлиять на события в мире, изменить их в нужную им сторону.
Зачем так сложно? А простого пути нет. Основой нашего мира является свобода воли человека (и любого живого существа). Никто — даже сам Бог — не может нас заставить что-то сделать — это бы нарушило этот основной закон свободы воли, сделало бы из нас роботов. Поэтому Ему приходится идти непрямыми путями, раз прямой путь закрыт.
Часто говорят о Боге как о всемогущем существе. Это верно, но Он одновременно и всемогущ, и бессилен. Создатель нашего мира не может изменить основной закон мира о свободе воли, так как это бы сделало само существование мира бессмысленным.
Любой выбор должен быть осуществлен нами. Бог может советовать, искушать, убеждать, показывать пример — но окончательный выбор все равно наш.
Для подталкивания нас к нужному выбору искушение работает лучше всего. Используя наши желания и наши страхи, создаются ситуации, в которых мы делаем нужный выбор. Нас искушают, и часто мы не можем противиться искушению.
Рассмотрим абстрактный пример. Есть возможность получить большую сумму денег — для этого нужно всего-навсего убить человека. Это искушение. В зависимости от нашего уровня развития, это искушение может сработать, а может и не сработать. На уровне развития чуть выше минимального мысль убить кого-то ради денег просто не придет в голову. При более низком уровне развития человек будет колебаться, но в конце концов откажется. При еще более низком уровне развития он не сможет отказаться — искушение возьмет верх. И на самом низком уровне он убьет не задумываясь — а о чем тут думать, деньги не пахнут.
Если это искушение не работает, — отлично, мы поднялись на одну ступеньку вверх, но на этой ступеньке есть другие искушения, на которые мы ведемся. Секс, слава, почет, власть. Для тех, у кого все это есть — желание оставить свое имя в истории, например.
В самих желаниях денег, секса, славы и т.д. ничего плохого нет. Однако искушение состоит в том, что нам предлагается пойти к цели некрасивым путем (в примере выше через убийство), нарушая наши внутренние принципы. И если желание велико, а нравственный закон в этот момент недостаточно силен — ловушка сработала.
Вернемся к Кришне и Арджуне. На самом деле, все аргументы Кришны неубедительны. Арджуна позволяет себя убедить, потому что искушение велико, и его нравственных сил не хватает для противодействия.
Стоит чуть поддаться искушению, и дальше идешь все ниже и все быстрее. Чтобы убедить Арджуну принять участие в битве, Кришна потратил много сил. Но в процессе битвы Арджуна уже без особого сопротивления следовал советам Кришны, противным как кодексу чести воина той эпохи, так и характеру самого Арджуны.
“Если бы я был на месте Арджуны, я бы сказал Кришне: «Кто ты такой, чтобы говорить за Бога? Я отправлюсь в Гималаи и буду медитировать, я не хочу драться» (Ошо)
Да.. «А искушенью — только бы добраться» — говорит одна незаслуженно забытая Нравственная Поэма.
Всё верно.