В 1848 году писатель-мистик Эдгар Аллан По написал поэму в прозе “Эврика”, посвященную строению Вселенной. В ней он опирался исключительно на интуицию, то есть на глубинное внутреннее знание, пытаясь найти подтверждение этого знания в современной ему астрономии и физике (в основном безуспешно).
На тот исторический момент ученые были убеждены, что Вселенная статична и неизменна, звезды и галактики не движутся относительно друг друга. Эдгар По выдвинул идею динамической и изменяющейся Вселенной, идею совершенно еретическую для того времени и не подкрепленную никакими исследованиями или фактами.
Современники сочли работу абсурдной и не стоящей внимания.
Через 70 лет Альберт Эйнштейн опубликовал общую теорию относительности. Эйнштейн был убежден в том, что Вселенная статична и неизменна — как собственно и все ученые до него.
Как выяснилось впоследствии, зацикленность Эйнштейна на статической Вселенной заставила его неверно интерпретировать выводы своей собственной теории. В следующее десятилетие появились новые теории, основанные на Эйнштейновской, но описывающие динамическую пульсирующую Вселенную. В частности одну из них выдвинул российский математик Александр Фридман. Интересно, что хотя Фридман вывел свои гипотезы исключительно математически, он все-таки увидел связь с древнеиндийской философией (правда, как истинный ученый, назвав ее мифологической и курьезной):
Невольно вспоминается сказание индусской мифологии о периодах жизни, является возможность также говорить о «сотворении мира из ничего», но все это пока должно рассматривать как курьезные факты, не могущие быть солидно подтвержденными недостаточным астрономическим экспериментальным материалом (Александр Фридман)
Эйнштейн долго не мог принять концепцию динамической Вселенной. Он упорствовал до 1931 года, игнорируя не только выводы математических формул, но и результаты астрономических измерений, которых становилось все больше. Наконец, в 1931 году он признал свою ошибку.
Ученые 20 века оценили идеи Эдгара По. Тот же Эйнштейн назвал поэму По
очень красивым достижением удивительно независимого ума
Правда это было уже после того, как сам Эйнштейн примирился с тем, что Вселенная все-таки пульсирует.
Как же мистик Аллан По, основываясь исключительно на интуитивном знании, сумел прийти к идеям, к которым не сумел прийти Эйнштейн, обладавший всеми необходимыми фактами и знаниями?
Мы привыкли, что концепциями мироздания занимаются ученые. И в нашем сознании господствует научная концепция мироздания. Основанная на современных нам научных теориях, отчасти подкрепленных приборными измерениями.
Но те теории, которые господствовали 200 лет назад, сейчас считаются совершенно неверными. Также и нынешние теории будут казаться примитивными и смешными через 200 лет.
У мистиков обычно нет доказательств, но иногда есть иррациональное знание, которое пришло неясно откуда, и которое иногда оказывается гораздо ближе к истине. Можно назвать это знание интуицией за неимением лучшего слова в нашем языке. Можно — связью с Источником.
Интуиция крайне важна не только для постижения секретов мироздания. Она также во многом формирует понимание нашего места в этом мире и смысла нашей жизни в этом мире.
Из этого понимания рождается система ценностей, с которой мы сверяемся, когда ищем ответы на нестандартные вопросы жизни.
Эта система ценностей и есть наш ответ на вопрос Кто Мы Есть.
Есть ещё тот фактор, что количество народу, которые пишут не основанные на научных доказательствах трактаты несоизмеримо больше, чем учёных ищущих истину… Потому какая-то часть таких писателей статистически попадает в точку, при том, что большинство остаётся никому не известными творцами собственных миров….
Согласен с одной принципиальной поправкой: в точку попадают не статистически, а те, у кого развита интуиция.
Те, у кого развита интуиция, попадают в точку снова и снова. А у кого с ней нет контакта, могут попасть лишь случайно, а в реальности никогда не попадают.
Примером могут быть композиторы. Их были десятки тысяч, но таких Моцарт — единицы. Гениальная музыка — тоже один из видов интуиции.
Если провести эксперимент — нарисовать на полу круг и подбросить вверх над кругом большую горсть монет, то часть монет упадёт внутри круга, а часть вне нарисованного круга. Нет никаких оснований считать, что монеты, упавшие внутри круга как-то отличаются от монет упавших вне круга.
С людьми немного не так. Есть писатели произведения которых то попадают в круг, то не попадают. Но есть люди, которые упорно раз за разом попадают в этот круг, подобно монете, которая каждый раз при любом раскладе попадает внутрь круга. Только в этом случае я готов согласится, что в этом есть интуиция.
Другими словами, я попытался выразит мысль, что далеко не все люди, пишущие что-то, что подтверждается в будущем обладают интуицией (бесспорно такие люди есть), часть из них (не знаю сколько) просто статистически угадывают будущее в одних своих произведениях и совершенно не попадают в других.
Ваше объяснение возможно.
Но возможно и другое. У того же Моцарта есть много весьма средних произведений. Он не попал в круг (в вашей терминологии). Я полагаю, что в этот момент у него пропала интуиция (связь с Божественным). Профессионализм остался.
Дополнительно про композиторов — есть такие, которые прославились единственным произведением (такие есть и среди певцов и среди писателей). Тот же Мендельсон со своим маршем. Почему это не может быть простым статистическим попаданием… в отличии от гениев, практически каждое произведение которых — шедевр?
У Мендельсона есть не только марш 🙂
Но вы правы — такие примеры есть.
Опять же — есть другое объяснение. Возможно, в этот момент они смогли использовать свою интуицию. Установить связь с Божественным.
Такую аналогию можно провести и в отношении монеток, которые, установив связь, попадают в круг, в то время, как другие монетки, которые не попадают в круг не смогли установит эту связь.
Думаю, что реальность намного сложнее.
Один раз мы бросаем монетки в соединении с интуицией, и результаты будут другие, чем если бросим монетки просто так
Но самим монетки = неодушевленные объекты и с Духом соединиться не могут. Связь может установить только бросатель монеток
В таком случае и монетки, не попавшие в круг падают так не случайно, а по замыслу… Собственно что-то такое и проповедует христианство — в мире нет случайностей, на всё воля Божья, направленное на наше спасение. Т.е. даже неудачные произведения неудачны не просто так, а помогают их автору, а может быть и зрителю\читателю спастись.