Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным…

Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую. — О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений — не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

 

Откуда берется зависть

 

В Божественном мире мы едины с Божественным, и из эмоций существует только безусловная Любовь в высшей ее форме. После рождения в физическом мире и отделения нас от Божественного возникают остальные эмоции. С этой точки зрения все эмоции направлены на преодоление этого отделения, на возврат нас обратно в состояние единства.

 

Но что есть Божественное в каждой конкретной ситуации? Мы этого не знаем, однако у нас есть внутренний идеал, который и выполняет роль Божественного для нашей психики. Как правило, мы реальные не совпадаем со своим идеалом; если же совпадаем, то эмоции не возникают. Идеал меняется по мере развития личности. Чем дальше мы от идеала, тем сильнее эмоции.

У всех эмоций есть цель — вызвать в нас желания. Желание есть сила, толкающая нас к идеалу. Соответственно, все эмоции можно проранжировать по силе желания, которое они вызывают.

 

Зависть является третьей из основных эмоций (после печали и страха), и это первая активная эмоция. Она возникает из мысли “я хочу”; это первая активная мысль, т.е. мысль, направленная на достижение цели. Мы сравниваем себя с другими, мы видим, что нам не хватает чего-то, что есть у других, и что мы хотим это получить. Если с помощью печали и страха сложно реализовать свои желания, то зависть — первая эмоция, которая дает возможность достичь целей.

 

Основная мысль, лежащая в основе зависти:

 

“это у меня есть, это есть у других, у других лучше, я хочу как у них, хочу получить”

 

Но эта мысль может трансформироваться в зависимости от наших убеждений, которые в свою очередь определяются уровнем развития сознания.

 

Можно сказать по другому. Зависть (как и любая эмоция) есть энергия. В зависимости от уровня развития наше сознание обрабатывает эту эмоцию и генерирует разные мысли.

 

Дальше один за другим будут рассмотрены 6 видов зависти, соответствующих разным уровням развития сознания. А также их связь между собой, и что нам с завистью делать.

 

От зависти до ненависти один шаг

 

Исторический Сальери не убивал Моцарта (там и для зависти не было причин, поскольку Сальери был более успешным и более признанным композитором, чем Моцарт). Современников Пушкина от описываемых в пьесе событий отделяло всего несколько десятилетий, еще были живы те, кто знал Сальери лично. В то время жили идеалы высокого призвания художника (поэта) (“гений и злодейство две вещи несовместные”) и неудивительно, что некоторые критики прямо обвинили Пушкина в клевете (например, Катенин: “позволительно ли так чернить перед потомством память художника”).

 

Пушкин не ответил на критику, но сохранился черновик планируемого ответа:

 

В первое представление «Дон-Жуана» …  раздался свист – все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из зала – в бешенстве, снедаемый завистью. Завистник, который мог освистать «Дон-Жуана», мог отравить его творца.

 

Это также абсолютная неправда — “Дон Жуана” холодно приняла публика, а Сальери музыке Моцарта говорил только комплименты. Но интересно, что Пушкин четко видит, как зависть переходит в ненависть, а ненависть в действие.

 

Кстати, первоначально Пушкин хотел назвать эту пьесу “Зависть”.

 

То, что у зависти есть свойство переходить в ненависть замечали очень многие.

 

Зависть еще непримиримее, чем ненависть. Франсуа Ларошфуко.

Ненависть — активное чувство недовольства, зависть — пассивное; поэтому, нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть. (Гёте)

 

НО

 

Тому же Пушкину и в то же самое время принадлежат такие слова

 

Зависть – сестра соревнования. Следственно из хорошего роду

 

Так в каких случаях зависть из “хорошего роду”? И вообще может ли зависть быть из “хорошего роду”?

 

Черная зависть и белая зависть

 

Слово «зависть» носит в русском языке четко негативный характер.

 

Хотя зависть — чувство естественное. В детстве мы завидуем тому, что могут сделать старшие братья и сестры или взрослые. Или ровесники, если они могут сделать что-то, чего не можем сделать мы. Зависть — это то чувство, которое заставляет нас делать попытку за попыткой, не сдаваться и упорно добиваться своей цели до ее достижения.

 

Иногда говорят о белой и черной зависти. Различие просто. Любая эмоция (чувство) возникает из желания. Зависть отражает желание уравнять шансы. Но велика разница того, как мы хотим их уравнять.

 

Белая зависть — когда мы хотим подняться до уровня тех, кому завидуем. Или приобрести то, что у них уже есть. Это стремление к росту, сила, толкающая вверх, она направлена на развитие.

 

Черная зависть — когда мы хотим опустить тех, кому завидуем, до своего уровня. Желаем, чтобы они потеряли то, что у них уже есть. Это сила, толкающая вниз, она направлена на деградацию.

 

Тем не менее, идти против стереотипа использования слова «зависть» сложно. Поэтому дальше слово «зависть» я буду использовать как эквивалент «черной зависти». А «белую зависть» я буду называть конкурентностью или честолюбием.

 

Честолюбие или похвала зависти

 

Без честолюбия нельзя достичь выдающихся успехов. Даже, пожалуй, сколько нибудь значительных успехов.

 

Что мешает писателю? Выпивка, женщины, деньги и честолюбие. А также отсутствие выпивки, женщин, денег и честолюбия. Эрнест Хемингуэй.

 

Вопрос насчет выпивки и денег сложен. А вот отсутствие честолюбия точно мешает писателю гораздо сильнее, чем его наличие.

 

Честолюбие — это мотиватор, который толкает вперед. Честолюбие вызывает азарт и спортивную злость.

 

Тот же Пушкин был крайне честолюбив.

 

Я памятник себе воздвиг нерукотворный

 

Для того, кто хочет чего-то добиться в жизни, честолюбие — это первый друг.

 

Я очень часто замечал, что действуя на честолюбие ученика, превращая какое-нибудь достижение в дело чести, я добиваюсь превосходных результатов (Леопольд Ауэр)

 

Леопольд Ауэр считается основателем русской скрипичной школы, воспитал более 300 учеников. Как писал Стравинский, его «преподаванию мы обязаны почти всей фалангой современных нам знаменитых скрипачей». Так что к словам Ауэра стоит прислушаться.

 

Недостаток честолюбия приводит к легкому удовлетворению первыми достигнутыми результатами. Сколько шедевров не увидел мир только потому, что у их потенциальных творцов не хватило честолюбия и, как результат, энергии или мотивации эти шедевры создать.

 

Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок. (Пифагор)

 

Все хорошо. Только как сделать так, чтобы честолюбие не переходило в зависть (в черную зависть). Ту зависть, которая заставляет нас радоваться чужим неудачам и огорчаться от чужих успехов.

 

Честолюбив, но без зависти?

 

Возможно ли быть честолюбивым, но не испытывать зависти? Ведь еще Аристотель писал

 

Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.

 

тем самым уравнивая зависть и честолюбие. Энергия у зависти и честолюбия одна, — так можно ли получить максимальную выгоду от второй, не попадая в ловушки первой?

 

В целом и древние мыслители, и современные исследователи настроены весьма скептически.

 

Люди независтливые встречаются еще реже, чем бескорыстные. (Франсуа Ларошфуко)

Если вы хотите славы, вы можете завидовать Наполеону. Но Наполеон завидовал Цезарю, Цезарь завидовал Александру, а Александр завидовал Геркулесу, который никогда не существовал. (Бертран Рассел)

 

Но именно потому, что энергия зависти и честолюбия одна, мы сами определяем, как переживать эту энергию. Все определяется нашими убеждениями. Целенаправленной работой над собой можно перевести ощущение (черной) зависти в честолюбие.

 

Зачем? Просто, чтобы быть более счастливым.

 

Преодоление зависти — признание

 

Первое условие преодоления зависти — признание ее наличия у себя.

 

Просто? Нет! Часто мы не готовы признавать себя завистниками. Нам далеко до Сальери, который, по крайней мере, полностью отдает себе отчет в своих чувствах.

 

Но и это не ново под луной

 

Тот, кто считает себя свободным от зависти, никогда не изучал себя (Клод Гельвеций)

Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться. (Ларошфуко)

 

С Ларошфуко и Гельвецием полностью согласны современные ученые. Исследования показывают, что люди крайне неохотно признаются в зависти, и часто скрывают это это чувство даже от самих себя (т.е. подавляют его). Вот цитата из современной статьи журнала Psychologies:

 

Зависть мало кто может избежать, хотя никто ее не желает, ибо чувствовать зависть означает чувствовать себя маленьким и неполноценным…

 

Так что прежде чем говорить, что это не к нам, может быть стоит посмотреть чуть глубже.

 

Признание есть первое и обязательное условие; без этого дальнейшее движение невозможно.

 

Возможно ли без боли — подавление зависти

 

Зависть — болезненная эмоция. Как избавиться от боли?

 

Есть простой, но плохой путь. Подавить зависть, спрятать ее глубоко внутри.

 

Люди подавляют зависть, чтобы не чувствовать боли, которую она приносит. Но это наихудший из возможных способов “обработки” эмоции.

 

В целом любая подавление эмоции приводит к более низкому уровню развития сознания, чем любое другое проявление той же эмоции. Подавленная зависть соответствует гораздо более низкому уровню энергии (более низкой ступени развития эмоции/убеждений), чем даже черная зависть.

 

Возможно ли без боли — избегание зависти

 

Люди завидуют только тому, что для них важно.

 

Если, например, ваш друг прекрасный музыкант, а вы себя в музыке не видите никак, то вы просто не пересекаетесь по приоритетам. Для вас быть музыкантом неважно, и вы ему не завидуете. Это просто и правильно.

 

Но что если человек настолько удовлетворен своей жизнью, что не завидует ничему.

 

Может показаться, что я здесь говорю о человеке, который достиг совершенства. Но это не так.

 

Антидепрессанты первого поколения поднимали серотонин — гормон, ошибочно прозванный гормоном счастья. Но это не гормон счастья, это гормон удовлетворения жизнью.

 

В результате, принимавшие их пациенты не чувствовали боли — но и не хотели развиваться. За развитие отвечают другие гормоны — в частности, дофамин.

 

Бомж, довольный своей жизнью, несколько утрированный, но очень хороший пример.

 

Кстати, исследование удовлетворенности жизнью, проводимой в Индии среди обитателей трущоб, бомжей и проституток низшего класса показало, что их уровень удовлетворенности жизнью не намного ниже, чем у обычных людей.

 

Зависть в любых своих формах дана не просто так — она толкает нас развиваться. Нет зависти — нет развития.

 

Такая позиция — это избегание. Избегание боли. Она находится на более высоком энергетическом уровне, чем черная зависть и, тем более, чем подавление зависти. Но на менее высоком, чем честолюбие (белая зависть).

 

Выбирая такой метод работы с завистью, мы игнорируем (не используем) ее силу. Мы не двигаемся вперед.

 

Возможно ли вперед, но без боли?

 

Зависть — болезненная эмоция.

 

Честолюбие — менее болезненная эмоция, но все равно болезненная. Меньшая болезненность честолюбия происходит из того, что честолюбие гораздо более позитивно и направлено больше на созидание, в то время как зависть направлена на разрушение. Позитивные эмоции от созидания частично компенсируют негативные эмоции черной зависти.

 

Избегание зависти убирает боль, но дорогой ценой — ценой отказа от развития.

 

Про подавление зависти я не говорю. Там боль загоняется внутрь, где зреет и становится в 10 раз сильнее.

 

Как избавиться от боли, но при этом двигаться вперед. Не подавляя зависть и не игнорируя жизненные цели. Как использовать силу эмоции зависти для движения вперед? И возможно ли это?

 

Возможно! Зависть и честолюбие — это эмоции. Роль эмоций — толкать нас к действию,  данном случае они направлены на уравнивание нас с тем, кому мы завидуем, у кого есть что-то, чего нет у нас.

 

Но такое же действие может быть у другой эмоции — мотивирующего восхищения.

 

В нашем языке нет имени для такой эмоции. В современных исследованиях пишут о восхищении, но восхищение — эмоция пассивная. Только если восхищение приводит к энтузиазму, то есть мотивирует, тогда восхищение работает.

 

В ряде современных исследований сравнили мотивирующую роль зависти и восхищения. Результаты противоречивы, общий вывод, что зависть мотивирует сильнее. Что вполне понятно, так как в исследованиях не учтен уровень развития сознания участников. Восхищение может мотивировать только людей с развитым уровнем сознания.

 

Так завистлив ли я?

 

Если рассматривать зависть как эмоцию, принимающую разные формы в зависимости от уровня развития сознания (уровня энергии), то более правильно ставить вопрос так: какая форма зависти доминирует в ваших чувствах и мировосприятии.

 

До этого были рассмотрены 5 форм проявления одной и той же эмоции — зависти:

  • подавление
  • черная зависть
  • избегание
  • белая зависть (честолюбие)
  • мотивирующее восхищение

 

Все эти формы соответствуют разному уровню развития сознания и в списке расположены от более низкого уровня развития сознания к более высокому.

 

Но есть еще одна форма — если вы находитесь на действительно высоком уровне развития. Быть независтливым человеком, движущимся вперед и мотивированным на достижение целей. Это редкий случай, он ценился во все времена.

 

Всевышний сказал Арджуне: Поскольку ты независтлив, Я открою тебе тайну, зная которую ты обретешь безусловную свободу. (Бхагават Гита)

 

Как же узнать — где вы находитесь? По чувству восхищения. На высоком уровне развития исчезает черная зависть, исчезает честолюбие, и энергия зависти проявляет себя как восхищение и радость.

 

Величие состоит в том, чтобы без зависти наблюдать, как другие добиваются успехов, к которым сам стремишься. (Мария Эбнер-Эшенбах)

 

Если чувство восхищения и радости есть — вас можно поздравить.

 

Если же нет — увы, возможно это обычная зависть, в которой, возможно, вы не признаетесь даже самому себе. Или же — в лучшем случае — энергетическое состояние удовлетворенного застоя

6 уровней развития зависти. Мелодия зависти.

 

На самом низком уровне зависть подавлена настолько, что мы не признаемся в этом даже самому себе. Если нас спросить, мы совершенно искренне скажем, что мы не завистливы.

 

Чуть более высок уровень развития, когда зависть проявляет себя как черная зависть. Мы хорошо ее осознаем, хотя часто подавляем и никому не говорим (стыдно).

 

На еще более высоком уровне развития зависть превращается в честолюбие — мотивирующую силу наших достижений.

 

Мотивирующее восхищение — еще одна ступень вверх. Мы перестаем испытывать болезненные эмоции.

 

Есть еще одна — высшая ступень. На ней мы также испытываем восхищение и радость, но не мотивацию. На этой ступени нам не нужна мотивация, потому что мы четко знаем свой путь, свою цель, знаем куда и зачем идем. Неравенство осталось, но оно нас не волнует больше. Зависть — как и все эмоции на этом высшем этапе — превращается в одну из форм любви.

 

Вот все 6 уровней развития зависти:

  1. Подавленная зависть
  2. Черная зависть
  3. Избегание зависти
  4. Честолюбие (белая зависть)
  5. Мотивирующее восхищение
  6. Радость, любовь

 

Эти 6 уровней развития зависти — как одна и та же нота 6 октав. Скажем, нота РЕ. Если на фортепиано одновременно нажать ноту РЕ на разных октавах, то они будут звучать в унисон. Прозвучит сложный звук, состоящий из многих РЕ. Какая-то РЕ будет звучать тише, какая-то громче, какая-то совсем неслышно..

 

Наше чувство зависти сложно, и иногда в нем звучат все 6 нот одновременно.

 

По мере развития нашей личности, чувство зависти преобразуется, и более высокие ноты становятся громче, а более низкие тише, пока наконец они совсем не исчезнут.

 

Громче звучат те ноты, которым мы уделяем внимание. Развитие личности состоит в том, чтобы научиться переносить свое внимание туда, куда нам нужно.

Кому мы завидуем больше всего

 

Больше всего мы завидуем тем, кто ближе к нам.

 

Друзьям и близким мы завидуем больше, чем тем, кого мы плохо знаем.

 

Людям из нашего социального круга мы завидуем больше, чем сторонним.

 

Нищие не завидуют миллионерам, но конечно они завидуют другим более успешным нищим. (Бертран Рассел)

 

И еще мы завидуем знаменитостям. Это было во все времена.

 

Зависть радуется унижению выдающихся людей. Плутарх.

Признаки зависти — злорадство

 

Зависть (черную) помогают идентифицировать ее спутники. Зависть может быть глубоко внутри, но спутники прорываются наружу.

 

Злорадство — непременный спутник и признак зависти. Если есть злорадство — значит есть зависть.

 

Злорадство — удовольствие от чужих неудач — является характерным признаком зависти. В частности, злорадство в отношении друзей или тех, кого мы хорошо знаем, или в отношении известных и успешных людей.

 

В японском исследовании 2009 г. ученые сканировали мозг людей, которым было предложено представить себя в роли персонажей ситуаций, испытывающих зависть. Обнаружилось, что зависть соответствует болевым ощущениям, причем чем сильнее была зависть, тем сильнее были болевые ощущения. Злорадство же (Schadenfreude), напротив, соответствует активизации участков мозга, отвечающих за удовольствие (дофаминовые центры). Причем сила удовольствия была прямо пропорциональна силе испытываемой зависти.

 

Руководитель исследования цитирует старую японскую пословицу: “У чужих несчастий вкус меда” (мне больше нравится выражение Ларошфуко: “У нас всех достанет сил перенести несчастья ближнего”).

 

Выводы ученых: злорадство приносит удовольствие и кратковременно повышает самооценку. Можно сказать, что злорадство является прямым и неизбежным следствием зависти. Удовольствие, получаемое от злорадства тем выше, чем сильнее чувство зависти — примерно как удовольствие от еды тем выше, чем сильнее чувство голода.

 

Зависть и злорадство тем сильнее, чем успешнее люди, которым мы завидуем (в случае, если эти люди из среды завистника). В исследовании 2002 г в университете Кентуки двум группам студентов было предложено посмотреть ролик об одном и том же молодом человеке с одними и теми же успехами. Только в одном случае это был молодой человек из богатой семьи с дорогой машиной и симпатичной подругой, а в другом — из обычной семьи без машины и подруги. Как легко предположить, зависть студентов в первом случае была гораздо сильнее.

 

Затем студентам было сказано, что этот молодой человек арестован за преступление и замерен уровень злорадства. Злорадство в первом случае опять же было выражено гораздо сильнее.

 

Завистники … охотно прикончили бы меня. Но стань я вдруг бедным и несчастным, они бы прекратили травлю. Иоганн Гёте.

 

Признаки зависти — сарказм

 

Удивительно, как много хорошего сказано о сарказме

 

Сарказм — последняя уловка стыдливых и целомудренных сердцем людей, которым грубо и навязчиво лезут в душу. (Достоевский)

Где нет сарказмов, там нет и настоящей любви к человечеству. (Дмитрий Писарев)

 

В современных исследованиях ученые считают наличие сарказма признаком интеллектуальности, поскольку для сарказма:

 

  1. Чтобы придумать саркастический ответ, который в некотором смысле является акробатикой мозга, требуется более подготовленный мозг
  2. Саркастичные люди более креативны
  3. Сарказм требует абстрактного мышления.

 

Все это верно, но такая интеллектуальность достигается дорогой ценой. Часто используемый сарказм означает скрытую враждебность и неуверенность в себе.

 

Привычка к иронии, как и к сарказму, портит характер, она придает ему постепенно черту злорадного превосходства: под конец начинаешь походить на злую собаку, которая, кусаясь, к тому же научилась и смеяться. (Ницше)

 

Саркастический (язвительный) напрямую связан с неуверенностью в себе и враждебностью к окружающему миру. Он не обязательно, но часто является спутником зависти. Зависть сама по себе является свидетельством неуверенности в себе, но неуверенность в себе может существовать и без зависти.

 

Признаки зависти — чувство морального превосходства

 

Они это достигли, потому что использовали грязные методы.

 

Не один раз мы это слышали, и, возможно, думали или говорили сами.

 

Эта мысль дает нам чувство морального превосходства. И одновременно служит оправданием нашим недостижениям.

 

Мишель Даффи из Университета Кентукки, исследовавший проявления зависти на работе, так формулирует эту мысль.

 

Это не связано с моим недостаточным уровнем компетентности, но с тем, что я не был готов делать неэтичные вещи, которые делали они

 

Чувство морального превосходства прекрасно сочетается со злорадством.

 

Я Вас люблю. — Как грозовая туча

Над Вами — грех —

За то, что Вы язвительны и жгучи

И лучше всех,

Марина Цветаева

 

К разновидности морального превосходства относится и покровительство тем, кто занимает более низкое положение. Его легко спутать с состраданием. В этом случае зависть рядится под сострадание

 

Сострадание — скрытое злорадство. Оно как вздох облегчения. Ведь мучаешься не ты, и не тот, кого ты любишь. (Эрих Мария Ремарк)

 

Ремарк, конечно, не вполне прав. Сострадание, как и любое проявление наших чувств, зависит от уровня развития сознания. Но человек с низким уровнем развития сознания не способен реально сострадать никому. И сострадание в этом случае является просто замаскированной формой зависти.

 

Разбит подагрой добрый Нед,

Бедняк страдает, вы же — нет;

Стенанья слышать так легко вам

И чувствовать себя здоровым!

(Джонатан Свифт)

 

Низкая самооценка и зависть

 

Чем ниже самооценка, тем сильнее зависть к другим.

 

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди, унижающие сами себя. (Спиноза)

 

Современные исследования подтверждают связь зависти с низкой самооценкой. В исследовании 2006 в Нидерландах оценивалась степень злорадства студентов на неудачу успешного конкурента. Студенты с более высокой самооценкой (более уверенные в себе) испытывали меньше злорадства.

 

Следовательно, избавление от зависти идет через поднятие самооценки, через разрешение себе быть неидеальным, через принятие себя таким как я есть.

 

Как избавиться от зависти — волевое усилие

 

Еще раз возвращаюсь к ограниченности языка для выражения мысли. Слово “зависть” в этой статье используется в двух разных смыслах.

 

ЗАВИСТЬ в широком смысле слова — это естественная эмоция. Ее цель — двигать нас вперед. Избавиться от нее, во-первых, невозможно, а во-вторых, и не нужно.

 

В зависимости от уровня развития сознания (уровня энергии, уровня вибраций), ЗАВИСТЬ проявляется по-разному. Выше были рассмотрены 6 форм зависти как 6 нот энергетических октав.

 

На двух самых низких уровнях (октавах) ЗАВИСТЬ проявляется как подавленная зависть и как черная зависть. От этих двух форм ЗАВИСТИ действительно хорошо бы избавиться.

 

Но что означает “проявляется”? Это означает, что наша психика обрабатывает изначальную энергию эмоции таким образом. Мы воспроизводим ноты в тех октавах, которые соответствуют нашим убеждениям, нашему уровню развития.

 

Воспроизведения нот — наши мысли. Эти мысли можно отследить путем самонаблюдения и самоанализа. И затем изменить. Сознательным волевым усилием.

 

Обычно невозможно перескочить сразу из низких октав в самые высокие. Изменение мыслей целесообразно поднимать на одну октаву вверх.

 

Например, если зависть подавлена, то при ее высвобождении сначала проявится черная зависть. Это естественно и сложно что-то с этим сделать. В этом случае даже черная зависть — это более высокий этап развития сознания.

 

Далее, от этого уровня нужно двигаться выше. Задача — дойти до уровня честолюбия (без примешивания нот предыдущих октав), и хотя бы немного задействовать ноты высших октав — восхищения и радости за чужие успехи.

 

По Дерибасовской гуляют постепенно (Одесское выражение)

 

Одновременно с этим обязательно нужно поднимать общий уровень развития сознания, уровень вибраций. Зависть не появляется в одиночку ниоткуда как джин из бутылки. Наличие двух низших форм (проявлений) зависти показывает общий низкий уровень развития. А там и неуверенность в себе, и обида (часто на всех, зависть вообще тесно связана с обидой) и многое чего другого.

 

Когда общий уровень вибраций поднимается, тогда и зависть, и другие эмоции начинают звучать в более высоких октавах. А без этого — изменить только звучание зависти не получится, общий уровень энергии (сознания) всегда будет тянуть вниз и нивелировать любые усилия и приемы.

 

Этот блог посвящен методам развития сознания и повышения уровня вибраций

 

Рекомендую также почитать

 

Возникновение эмоций  Эмоции порождаются нашими мыслями. А мысли возникают на основе убеждений — наших представлений о себе, мире, других людях.

 

Как вырваться из энергии страха   Страх — естественная эмоция. Но что делать, когда из нашего слуги страх становится нашим господином

 

Сожаления о прошлом   Мы не приняли прошлое и не примирились с ним. Где-то в глубине души мы все еще надеемся его изменить. Но при этом рассудок говорит нам, что это невозможно, и это противоречие давит на нас.

Если вам понравилась данная статья, то оцените её. Комментарии приветствуются 🙂

5/5 - (4 голоса)
Поделитесь пожалуйста статьей в:

6 комментариев

  1. Для меня зависть и честолюбие — разной природы. Если я чего-то хочу (или материального, или чему-то научиться, или добиться) — я, как правило, не хочу это потому, что у другого это есть (неважно, если я это первый раз увидел у другого человека или именно на его примере я понял, что научиться этому возможно или даже превзойти) — а потому, что, когда я об «этом чём-то» узнал, я стал об этом думать, и потихоньку (у меня обычно так) решил, что это было бы здорово это иметь или уметь или превзойти. И к этому времени откуда я об этом чём-то узнал — из книг или сам придумал или у кого-то увидел — уже не имеет значения. Причём, мысли, что, вот, научусь или приобрету и кому-нибудь это продемонстрирую, может, даже, тому, у кого это первый раз увидел, совершенно параллельны процессу освоения или овладения — т.е. могут быть, а могут и не быть (а когда бывают, как правило, ослабляются к концу процесса получения желаемого — неважно, успешного или нет).

    А зависть (белая) — это типа «почему у него это есть, а у меня нет, хочу, чтобы у меня это было» — такая досада или зуд (чёрная — это когда «хочу чтобы у него этого не стало и / или ещё всяких ему неприятностей»). Такое чувство у меня в детстве иногда возникало, но это довольно быстро прошло, по-видимому из всяких рациональных соображений (возможно, первоначально подсказанных родителями, но быстро ставших как бы «второй натурой»). А именно: во-первых, за всё приходится платить сполна, бесплатным бывает только сыр в мышеловке — и это для меня не моральный закон, а типа закон природы (просто нам неинтересно знать, чем именно тот, другой, заплатил), во-вторых: некоторым дано одно, а некоторым — другое; если пытаешься уж совсем поломать свою натуру, чтобы удовлетворить какой-то противоестественный для тебя каприз (такие желания я интуитивно чувствую как капризы, по крайней мере по зрелом размышлении), заплатишь не просто, а вдесятеро, потеряшь или не используешь то, что тебе дано, и, так или иначе, получишь всю ту же отмеренную тебе долю наслаждений и страданий, но только в извращённом виде (для твоей натуры), и потом можешь это понять и ещё дополнительно пожалеть о неестественно (для самого себя) прожитом куске жизни.

    • Обратите внимание на слово «превзойти» в вашем ответе — это и есть честолюбие.

    • Я полностью согласен, что желание «превзойти что-то» (и, кстати «добиться» тоже) вполне можно назвать честолюбивым (хотя, в понимании многих, я думаю, чтобы это было точно, ещё должен присутствовать момент «похвастатьтся», например «добиться, и чтобы это увидели или узнали» — если только Вы не считаете желание «проверить себя» честолюбием — против чего я тоже спорить не стану). Но тезис моего ответа — его первое предложение, уточнение — первое предложение второго абзаца. Объединяя их: зависть (В Т.Ч. БЕЛАЯ) для меня — эмоция отличная от этих моих желаний (тех самых, что иногда достаточно точно, а иногда не очень точно, можно назвать честолюбивыми), так как в зависти, по-моему, должен присутствовать субъект, у которого «искомое что-то» уже есть, а мои желания были, как правило, ограничены их объектом (порой, конечно, хотелось и восхищённых зрителей, но изначальный обладатель «чего-то» был, как правило, ни при чём).

    • 1. Изначальным толчком было же то, что вы это увидели у кого-то. Возникла эмоция, а на ее основе желание.

      То, что желание возникло потихоньку, ничего не меняет. Именно эмоция явилась первопричиной.

      Предназначение любой эмоции вызвать желание, которое двигало бы нас к цели (идеалу). Т.е. эмоция (любая, не только зависть) является силой, которая вызывает желание. Желание является частью любой эмоции.

      Обратите внимание, что я и мотивирующее восхищение отношу к зависти в широком смысле. То, что вы описываете, очень на него похоже (это высокий уровень развития сознания)

      2. То, что к моменту возникновения желания первоначальный субъект-обладатель искомого был забыт, не имеет значения. Изначально то он существовал. вызвал эмоцию и желание.

      3. Восхищенный зритель всегда есть — хотя бы один — это мы сами. Это наш главный зритель :))

      Желание похвастаться возникает далеко не всегда

  2. Восхищение, опять же, может быть, а может и не быть. Например, один человек «заимствует» у другого какие-то приёмы вождения автомобиля. Вовсе необязательно для восхищения самим собой, а по более прозаической и одновременно важной причине: «так, пожалуй, действительно безопаснее делать». По-моему нет разницы, увидел ли это человек у кого-то или сам додумался (как раз, если сам додумался, восхищение собою наимудрейшим кажется более логичным и вероятным). А ведь, если сам додумался, я надеюсь, побудительную эмоцию Вы к зависти не отнесёте? Завидовать можно лишь кому-то или чьему-то чему-то, чисто лингвистически.

    Так что я не согласен, что без зависти нету достижений.

    Что до хотя бы одного восхищённого зрителя — мне кажется, что честолюбием это не называется, по крайней мере, это было бы сильно маргинальное значение. Вот как гугл определяет честолюбие, например:

    Чрезмерная жажда почестей, стремление к почётному положению.

    Воздание (чрезмерных!) почестей и возведение в почётное положение себя любимого, конечно, возможны, но такая клиника и без конкретного достижения обойдётся, по-моему. Если что-то такой человек и увидит у другого и возжаждает, это как раз скорее всего будут почести и положение как таковые, а не причина их появления.

    • 1. Я совсем не говорил, что зависть — даже в широком понимании — является единственной возможностью развития.

      Любая эмоция: страх, злость, печаль, любовь и т.д. в своем чистом неиспорченном виде предназначены для того, чтобы толкать нас вперед к идеалу. Это как система навигации. Все эмоции вызывают желания.

      Собственно, статья про зависть — это первая в списке :))

      2. Да, желание что-то сделать может возникнуть и на рациональном уровне, т.е. уровне мышления. Хотя часто эмоции все равно вовлечены, например, слово «безопасность» может подразумевать некий страх, не всегда даже осознаваемый. Возможно, более глубокий страх — не на уровне эмоций, а на уровне убеждений.

      Уровень мышления — обычно на 90% это не рациональный уровень. На принятие решения влияют приоритеты, которые идут из убеждений

      3. Убеждения — более глубокий и сильный уровень, чем эмоции (более высокочастотные вибрации). Например, инквизитор мог отдать приказ сжечь еретиков без всяких видимых эмоций, просто выполняя свою работу (из эмоций гордость может испытывать). Еще хорошим примером является киллер, который убивает по заказу без эмоций — работа такая.

      В данном случае действия этих людей совпадают с «идеалом» или точнее не отклоняются от него, и эмоции не возникают.

      Как иллюстрация: эмоции — это как радиоволны в длинном диапазоне, а убеждения — радиоволны в коротком диапазоне. Как длинные волны, эмоции далеко не летят, они короткоживущи. Убеждения могут быть длиной в жизнь

      4. Зависть — это не только эмоция (как рассмотрено в статье), но и может означать убеждение. Как и любая эмоция может означать убеждение.

       

       

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить