Недавно я слушал на Youtube записи замечательного русского (советского) тенора Сергея Лемешева. Он блистал на сцене Большого театра в 30х-40х годах; его чарующий тембр голоса изумительно подходил прежде всего русской музыке. Вот одно из тех произведений, где Лемешев особенно хорош (слова и музыку для этой «Элегии» написали два лицейских друга Пушкина — Антон Дельвиг и Михаил Яковлев).
Его соперником и конкурентом на сцене Большого театра был Иван Козловский – любимый певец Сталина (кстати, далеко не все знают, что Сталин в семинарии был солистом хора, и во взрослом возрасте по воспоминаниям современников у него был красивый и достаточно сильный тенор). Сталин слушал Козловского не только в театре, иногда певца привозили лично к Сталину. Из репертуара Козловского Сталин особенно любил несколько произведений, включая арию Ленского из оперы «Евгений Онегин» и старинный русский романс «На сопках Манчжурии». Записей пения Сталина не сохранилось, а вот его любимый романс в исполнении Козловского можно послушать здесь.
Оба певца были необыкновенно популярны, у обоих было множество поклонников и поклонниц.
Оба певца умерли в прошлом веке.
И вот я слушал записи Лемешева, и одновременно решил почитать комментарии к его записям. В большинстве комментариев восхищение его голосом и манерой исполнения.
Но есть и другие комментарии. Вот типичный пример:
«Куда там Поваротти. Итальянцам пора учиться у нас»
Людям недостаточно превозносить своего кумира; они заодно втаптывают в грязь его «конкурентов» – всех других певцов поющих тот же репертуар.
Ну ладно, комментарий выше носит несколько националистический характер (который, наверное, сами комментаторы считают патриотическим).
Но я решил посмотреть дискуссию о творчестве Лемешева и Козловского на форумах любителей классической музыки. Накал страстей меня поразил. Певцы умерли давным-давно, общение на форуме происходит через 20+ лет после смерти последнего из них и через 50 лет, после того как они закончили свою оперную карьеру — а такое впечатление, что речь идет о чем-то современном. И снова многие не только превозносит своего кумира, но стараются как можно сильнее опустить чужого.
Что интересно – поклонники отрицают даже очевидные факты.
Лемешев достаточно быстро — примерно после 45 лет — стал терять голос. Он уже не мог брать (или брал с трудом) высокие ноты, его бархатный голос частично утратил непринужденность и ровность – что очевидно и сложно оспаривать. Достаточно сравнить его записи периода расцвета и заката. Но многие поклонники не хотят признавать даже этого.
Опера считается искусством высокой культуры.
Но все такие комментарии носят отчетливо тамасичный характер.
Тем более действия.
Из воспоминаний дочери Лемешева о его поклонницах:
«Когда в Большом пел кто-то из тех, кого они считали конкурентом папы, эти женщины срывали спектакли, свистя и мяукая»
Как знакомо такое отношение для фанатов всех областей — от фанатов спортивных команд до фанатов звезд. И конечно, у религиозных фанатиков и националистов.
В индийской философии тамас – это самый нижний энергетический уровень (еще есть раджас (средний) и сатва (высокий), а святые выходят за пределы этих уровней).
Наши мысли и действия уровня тамаса ведут нас вниз по уровню развития сознания.
У тамаса много оттенков. Некоторые из них не так просто распознать. Например, чувство превосходства. Особенно, если мы говорим не о себе, а о ком-то другом. И особенно когда мы являемся частью какой-нибудь группы. Религии, например. Или группы болельщиков «Спартака». Или группы фанатов Лемешева.
Принадлежность к такой группе дает чувство опоры (я не один, нас много), и позволяет не думать, а идти в составе убеждений группы . Даже если формальной группы нет. Тем более когда она есть.
Но в самом факте принадлежности у группе еще нет ничего плохого, ничего такого, чтобы вело наше сознание вниз. Все зависит от того, какую группу мы выбираем, и какую роль мы играем в рамках этой группы.
Во всех больших группах — религиях, например, — есть разные подгруппы. Критерий очень прост.
До тех пор пока мы восхваляем «свое» (свою группу, свои убеждения) — тамаса нет. Тамас начинается, когда мы принижаем «чужое».
«Я — лемешистка», или «Мы — православные» — это отлично. Но «наша религия единственно истинная» — это другое дело. Это уже та или иная степень тамаса.
Этот блог посвящен методам развития сознания и повышения уровня вибраций
Рекомендую также почитать
О гениях и гениальности Как гении творили свои шедевры и сами или они их создавали. Или как стать гением.
Работают ли аффирмации Действительно ли работают аффирмации?
Сожаления о прошлом Мы не приняли прошлое и не примирились с ним. Где-то в глубине души мы все еще надеемся его изменить. Но при этом рассудок говорит нам, что это невозможно, и это противоречие давит на нас.