Я достаточно давно читал книги австрийского психолога Виктора Франкла. Франкл пережил немецкий концентрационный лагерь, и написал книгу о своем опыте «Поиск смысла» (Man’s Search for Meaning).
Франкл считал, что поиск счастья приводит людей к несчастью (а в лагере к смерти), и что к истинному счастью ведет не поиск счастья, а поиск смысла жизни.
«Счастье, — писал Франкл – нельзя найти, оно должно возникнуть само». (Happiness cannot be pursued; it must ensue)
Об этом я и хотел написать. Но перечитывая Франкла, я был поражен одним поворотным пунктом его биографии.
Франкл (еврей) жил и работал в Австрии. Он был известным психологом; его юношескую работу рекомендовал к публикации сам Зигмунд Фрейд. Он специализировался на работе с депрессиями и предотвращении самоубийств. Когда нацисты стали отправлять евреев в лагеря, он получил американскую визу и мог уехать вместе с беременной женой (он недавно женился).
Но родителей он взять с собой не мог. И он чувствовал, что его обязанность быть с ними в лагере и помочь им адаптироваться к лагерной жизни, когда их заберут (он понимал неизбежность этого).
Он мог выбрать жизнь и свободу (и жизнь жены и будущего ребенка), или остаться вместе с родителями. Не зная, что делать, он поехал в католический собор, чтобы успокоить ум. Там, слушая орган, он задавал себе вопрос «что мне делать» и просил небеса о знаке.
И он получил знак. Когда он вернулся домой, он узнал, что нацисты разрушили синагогу недалеко от их дома, и живущие рядом евреи взяли к себе в дома таблички из синагоги с надписями. Его отец принес домой мраморный камень, на котором была выбита одна из 10 заповедей о почитании родителей.
Франкл воспринял это как знак. Он остался. В 1942 году их забрали в лагерь. Через 3 года он вышел оттуда один – его жена и родители погибли. В том же году он написал книгу, ставшую бестселлером.
Вот что я подумал: мы часто просим знак небес, но всегда ли у нас есть сила духа, чтобы ему следовать….
Рекомендую также почитать Виктор Франкл. Человек в поисках смысла
Исходя из моего личного опыта, это индивидуально. У меня со знаками всегда всё ужасно, если я пытаюсь их видеть или следовать им или, особенно, ждать их. Мне кажется, внимательно наблюдая и анализируя вполне рядовые события и действуя рационально, я принимал намного лучшие решения (по своей субъективной оценке, разумеется). Но у одного весьма близко знакомого мне человека всё ровно наоборот. Он принимает решения почти исключительно интуитивно, следуя каким-то не вполне (и с моей, и с его точки зрения, что интересно) рациональным «знакам» и тогда его решения, как правило, очень верные. А когда пытается рационализировать (к счастью, он этим не злоупотребляет) — или не может принять решения (что — тоже решение, конечно, и часто неважное), или не слишком удовлетворён результатом.
Знаки всегда есть у всех, но интуиция у нас неразвита.
Или мы в текучке и знаков не видим.
Конечно, неразвита, или не видим, или видим, но неправильно интерпретируем, или … .
Конечно, трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате, даже если она там есть.
Но доказать, что её там нет, намного труднее. Доказать же это человеку, которыму хочется в неё верить, наверное, невозможно. Тем более, что даже остановившиеся часы два раза в сутки показывают точное время (в отличие, кстати, от тех, что ещё идут).
Повторюсь, я думаю, что некоторым людям полезно следовать своим знакам (и даже иногда другим людям полезно прислушиваться к знакам этих первых людей). Но я считаю, что сами эти знаки — продукт их более мощного и совершенного подсознания, побуждаемого к работе событиями никак не связанными с результатом этой работы — и что именно этот результат и привлекает наше внимание и мы присваиваем ранг «знака» произвольному подходящему по времени, месте и теме событию.
Безо всякой красивой таблички почитание родителей — одна из Библейских заповедей, повторяемая в доме соблюдающих Тору евреев множество раз за неделю, а также тема многих притч и, соответсвенно, бесед в синагоге. Так что если считать появление в доме таблички знаком, то такой «знак» был дан каждому еврею (и не только) несколько десятков раз том же году (и в каждом из предшествующих — тоже не меньшее число раз), с неопределённым результатом. А решение Франкла — выдающийся поступок. Если его считать знаком, это, конечно, очень сильный знак. Но решение это, по моему мнению, — результат работы его личных нравственного чувства и подсознания, т.е. субъективно. Другими словами, по-моему, он бы остался в любом случае. Он желал знака и молился о нём. И если бы табличка была другой, он бы считал, что, вот, на следующий день (или в предыдущий, или даже в тот же самый), открывая Тору, открыл её именно на странице с соответствующей заповедью — и это был знак.