Счастье подобно бабочке — чем больше его ловишь, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придёт и тихонько сядет к вам на плечо. (Виктор Франкл)
Австрийский психолог Виктор Франкл перед Второй Мировой войной жил и работал в Вене и специализировался на депрессиях и предотвращению самоубийств. Франкл создал программу поддержки студентов университета, среди которых в те годы самоубийства были частым явлением. После успеха этой программы он возглавил отделение по предотвращению самоубийств в одной из венских клиник.
Франкл считал, что поиск счастья приводит людей к несчастью, и что к истинному счастью ведет не поиск счастья, а поиск смысла жизни.
«Счастье, — писал Франкл – нельзя найти, оно должно возникнуть само».
Для сравнения — вот что писал о поиске смысла жизни Зигмунд Фрейд:
Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен» (Зигмунд Фрейд)
Позиция Франкла противоположна не только Фрейду, но и большинству современных книг о счастье и жизни в духе Нью Эйдж и популярной ныне позитивной психологии. “Путь к счастью лежит через позитивные эмоции и позитивное мышление”, утверждают они. Если позитива внутри нет — его нужно подделывать — до тех пор, пока он не станет естественными (fake it until you make it).
Франкл считает такую позицию абсолютно неверной. Счастье, успех, позитивное мышление в его понимании являются побочными продуктами наличия смысла жизни.
За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; они получаются как незапланированный побочный эффект личной преданности большому делу, или как побочный результат любви и преданности другому человеку. (Виктор Франкл)
То же самое о самореализации
Самореализация не должна быть целью, поскольку чем больше за ней гонишься, тем вернее ее можно упустить. Самореализация возможна только как побочный эффект «выхода за свои пределы». (Виктор Франкл)
Любимой цитатой самого Франкла были слова Ницше:
Тот, кто знает, зачем жить, может вынести почти любое как
Франкл пережил немецкий концентрационный лагерь (в котором погибли его жена и родители) и написал книгу о своем опыте «Человек в поиске смысла», ставшую бестселлером. В концлагере он продолжал работу по предотвращению самоубийств, вдохновляя отчаявшихся и измученных людей на продолжение борьбы за жизнь в невыносимых условиях — через поиск смысла в их жизнях, смысла, который они уже перестали видеть.
Франкла часто неверно интерпретируют, вырывая цитаты из контекста. Например, много цитируют его слова о том, что в лагере выживали те люди, у которых имелась какая-то цель в будущем.
В нечеловеческих условиях способен выжить только тот, кто устремлен в будущее, кто верит в свое призвание и мечтает выполнить свое предназначение.
Прямое прочтение этой цитаты конечно неверно, и прошедший концлагерь Франкл прекрасно это понимал. Вот другие его слова, которые цитируют существенно реже:
Среди заключенных … наибольшие шансы остаться в живых имели те, кто в борьбе за существование окончательно отбросил всякое понятие о совести, кто не останавливался ни перед насилием, ни даже перед кражей последнего у своего же товарища.
Что на самом деле Франкл имел ввиду — что в самых нечеловеческих условиях наличие цели и смысла жизни дает человеку опору жизни, позволяет не скатиться в депрессию и мысли о самоубийстве.
… духовно восстановить, «выпрямить» человека возможно, лишь сориентировав его на какую-то цель в будущем.
Убеждение Франкла состояло в том, что в самых нечеловеческих условиях наличие цели и смысла жизни дает человеку опору, позволяет не скатиться в депрессию и мысли о самоубийстве.
Для самого Франкла цель остаться в живых не была главной. Главной была демонстрация силы духа и торжества силы духа над обстоятельствами.
Большинство людей в лагере полагали, что все их возможности самоосуществления уже позади, а между тем они только открывались. Ибо от самого человека зависело, во что он превратит свою лагерную жизнь — в прозябание, как у тысяч, или в нравственную победу — как у немногих… (Виктор Франкл)
После концлагеря Франкл прожил еще многие десятилетия. Он дожил до сравнительно благополучной эпохи, в которую, увы, очень многие люди по прежнему были несчастливы. Несмотря на сытую и безопасную жизнь. Причина? Для Франкла она была очевидна:
В наши дни все больше людей, у которых есть на что жить, но нет ради чего жить (Виктор Франкл)
Если счастье является побочным продуктом жизни со смыслом, то возникает вопрос — как научиться жить со смыслом? Франкл дает интересный ответ.
Смысл должен быть найден, но не может быть создан…
Дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас…. мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам — ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением. Ведь жить — в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь постоянно ставит перед каждым
Уже после смерти Франкла в Америке были проведены масштабные исследования, которые показали, что хотя некоторая сумма денег для счастья необходима, дальнейшее увеличение благосостояния само по себе счастья не увеличивает. Что косвенно подтверждает мысль Франкла.
Чтобы быть счастливым, надо, чтобы было для чего жить. Надо, чтобы у жизни был смысл.
Очень многих подвижников к церкви привёл именно поиск смысла жизни.
тест
ответил на тест