гордость

Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять; ее нужно лишь направлять на достойные цели (Клод Гельвеций)

Униженьями и страхом

Заставляют быть нас прахом,

Гасят в душах божий свет.

Если гордость мы забудем,

Мы лишь серой пылью будем

Под колёсами карет.

(Евгений Евтушенко)

Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней. (Владимир Мономах)

Гордость — это самоидентификация человека. Он гордится тем, что считает в себе главным. Или по крайне мере важным, как правило, отличающим и выделяющих его от других.

Почти каждый из нас чем-то гордится. Даже те люди, которым, казалось бы, гордиться нечем, все равно находят чем гордиться.

Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться (Бертран Рассел)

Нет такого осла, который, созерцая себя в реке, не смотрел бы на себя с удовольствием и не находил бы у себя черт коня (Гюстав Флобер)

Гордость за себя — абсолютно естественная энергия, естественное состояние сознания (чувство, образ мыслей). Гордость за себя — важный элемент самоуважения. Однако в зависимости от того как (или точнее на каком энергетическом уровне) она проявляется, гордость может как направлять наш уровень энергии вниз, так и вверх по энергетической шкале. Она может быть как нашим союзником, способствуя нашему развитию, так и нашим противником, направляя нас по пути деградации.

 

Гордость — самостоятельное энергетическое состояние. Однако она обычно выступает вместе с какими-то качествами, чертами или принадлежностью, которыми мы и гордимся. И тогда она выступает их мультипликатором (усилителем). Она усиливает те состояния сознания, к которым применяется, подобно тому как микрофон усиливает звук голоса.

 

Кроме этого гордость играет для этих состояний сознаний роль якоря. Чем сильнее гордимся чем-то, тем сильнее мы будем это отстаивать, тем сложнее убедить нас отказаться от предмета гордости, «сняться с якоря» и уйти в плавание. Иногда это помогает нам не поддаться буре эмоций, иногда мешает уйти в свободное плавание.

1. Проявление гордости в 1й энергетической октаве. Унижение и непрощение себя.

никчемность

Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения (Уильям Шекспир)

Основная мысль: нет мне прощения

Числовой показатель: -90

 

Кажется, что унижение себя противоположно гордости — ведь гордый человек не может унижать себя. Однако именно так проявляется энергия гордости в 1й энергетической октаве (октава Недостойности).

 

Первые две октавы тамасичны (тамас, раджас, саттва – понятия индийской философии). Их энергия негативна — чем она сильнее, тем сильнее она направляет наше сознание вниз по энергетической шкале (лестнице) (и, как сказали бы индусы, уменьшает нашу возможность благоприятного рождения в следующей жизни). И энергия 1й октавы многократно более негативна, чем энергия 2й октавы (логарифмический принцип). А поскольку гордость — одна из самых сильных энергий, то в этой 1й октаве состояние гордости (чувство и образ мыслей) находится очень низко и близко к мыслям о самоубийстве.

 

Вся эта октава наиболее далека от Божественного, а гордость — одно из самых далеких мест от Божественного внутри октавы. Отделение от Бога является одновременно причиной и следствием столь низких вибраций. Как сказал Блез Паскаль:

Познание Бога без осознания своей ничтожности ведет к гордости. Познание своей ничтожности без познания Бога ведет к безысходности.

Вот именно осознание своей ничтожности без осознания Бога — и есть то, как проявляется энергии гордости в этой октаве.

 

Как же гордость может приводить к самоуничижению?

 

Основной установкой этой октавы является непрощение себя (и конечно же других, потому что невозможно простить других тому, кто не простил себя). Непрощение себя вырастает именно из гордости. Мы совершаем ошибку, и не можем простить себя (чувство вины, чувство недостойности). Как же мы, такие умные, такие талантливые, такие великие (как мы в глубине души себя считаем) могли совершить такую ошибку. Если бы кто-нибудь другой совершил такую ошибку, еще ладно, но мы?! Нет нам прощения!

 

Непозволение другим помогать себе, вообще характерное для состояний гордости низких октав, на 1й октаве проявляется максимально полно. Мы не только не принимаем помощь, мы активно ей сопротивляемся. Хотя мы упали очень низко, мы по-прежнему считаем себя звездами, а звезды не нуждаются в помощи.

 

Ну и ощущение никчемности и недостойности — отличительный знак всей 1й октавы в целом — усиленное гордостью доходит до максимального накала и приводит к мыслям о самоубийстве.

 

Пословица, известная еще со времен Древнего Рима

Лучше смерть, чем позор

в этой октаве приобретает трагический оттенок. Энергия этой октавы пропитана ощущением никчемности. И еще страхом, что эту никчемность заметят другие. Гордость может заставить принять решение о самоубийстве, чтобы не столкнуться с ужасом позора, прежде чем никчемность (часто вымышленная или многократно преувеличенная и существующая только в нашем сознании) откроется глазам всех значимых для нас людей.

2. Проявление гордости во 2й энергетической октаве. Гордыня – унижение и непрощение других.

проявление гордости

Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам. (Франческо Петрарка)

Основная мысль: они мне  должны

Числовой показатель: 90

 

Если в первой энергетической октаве энергия гордости проявляется в том, что мы не можем простить и осуждаем себя, то во второй октаве она проявляется как непрощение и осуждение других. Это шаг вперед – и существенный (нам уже удалось простить себя!), но для того, кто хочет развиваться дальше — недостаточный.

 

Старое церковное слово «гордыня» как нельзя лучше подходит для названия этого состояния. Сама суть гордыни состоит в возвеличивании себя и в унижении и непрощении других. Да, люди рафинированного ума и хорошего воспитания до прямого унижения опускаются редко, но в мыслях и чувствах совершают это постоянно. А иногда не только в мыслях.

 

Русский писатель Достоевский всю жизнь боролся с гордыней, но не всегда успешно.

В Швейцарии, при мне, он так помыкал слугою, что тот обиделся и выговорил ему: «Я ведь тоже человек!» … Такие сцены были с ним беспрестанно, потому что он не мог удержать своей злости… Но, разумеется, в отношении к обидам он вообще имел перевес над обыкновенными людьми и всего хуже то, что он этим услаждался, что он никогда не каялся до конца во всех своих пакостях. Его тянуло к пакостям, и он хвалился ими. (Страхов о Достоевском)

Немецкий композитор Вагнер и не думал бороться с гордыней, он ей наслаждался. Вагнер считал себя гением, а большинство остальных композиторов (особенно современников) ничтожествами. И однозначно считал себя самым великим из всех когда-либо существовавших композиторов (иногда он делал исключение для Бетховена, признавая того за равного). Интересно сравнить эту позицию со словами современника Вагнера французского композитора Шарля Гуно:

Когда мне было двадцать лет, я признавал только самого себя. Тридцати лет я говорил уже: «я и Моцарт», сорока: «Моцарт и я», а теперь я говорю уже только: «Моцарт». 

Видно, что часть энергия Вагнера застыла на уровне сознания 20-30 лет. 

Многочисленные христианские авторы считали гордыню одним из самых опасных грехов, которые нивелируют все достоинства. Например:

Никто не получит пользы от других добродетелей, хотя бы он и на небе жил, если имеет гордыню (Петр Дамаскин)

Опасность гордыни в том, что она способна быстро и резко направить нашу энергию вниз. А вслед за направлением нашей энергии вниз, вниз летим и мы сами. Как говорит Библия (Притчи Соломона)

Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.

Чингисхан, завоевавший полмира, говорил так: 

Сумей сделать людей гордыми.

И гордость их сделает глупыми.

И тогда ты возьмешь их…

Как же гордость (гордыня) делает людей глупыми? Очень просто. Надменность, самонадеянность, тщеславие, пренебрежение чужим мнением – все это составляющие свойства гордыни. Завышенное самомнение, преувеличенное представление о себе и своих способностях вызывают целый ряд состояний сознания, которые часто приводит к катастрофе. 

 

Вдобавок гордыня обычно вызывает мысли и эмоции более низкого уровня, которые мешают нам чувствовать и мыслить трезво. Обида, раздражение, зависть – вот неполный список чувств, которые может вызвать гордыня. 

 

Ниже рассмотрен далеко не полный список характерных признаков гордыни, по которым ее можно распознать.

  • Унижение и осуждение других. Поиск виноватых. Жестокость

Унижение других людей — наиболее характерный и отличительный признак гордыни. Ее причина кроется в собственной неполноценности – таким образом за счет других мы повышаем собственную самооценку. Повышение своей самооценки – вещь безусловно хорошая, но метод нехорош.

 

В этом плане интересно сравнить гордыню с завистью. Казалось бы, гордыня повышает самооценку, в то время как зависть снижает. Ведь зависть – это сравнение с лучшими (с теми, кого мы считаем лучше себя), а гордыня – с худшими, теми, кого мы считаем хуже нас. Однако зависть толкает нас вперед – к развитию и улучшению, в то время как гордыня этому развитию максимально препятствует. Зачем развиваться тому, кто и так велик!

  • Обидчивость

Любое раздражение от гордости. Почему ты можешь раздражаться на человека, почему ты можешь злиться на него? Потому что ты считаешь себя выше него. (Амвросий Оптинский)

В книгах Карлоса Кастанеды его индейский учитель Дон Хуан называет гордыню иначе – чувством собственной важности (ЧСВ). 

Наше чувство собственной важности заставляет нас почти все время чувствовать себя кем-то оскорбленным или на кого-то обиженным.

Дон Хуан противопоставляет ЧСВ состояние сознание, которое он называет “настроением воина”. Одно из проявлений такого состояния — отсутствие обид.

Воина можно ранить, но обидеть его — невозможно, — сказал дон Хуан. 

  • Отрицание реальности, защита статуса, игнорирование нового

Гордыня приводит к отрицанию реальности и игнорированию фактов. Сколько битв было проиграно и сколько государств пало из-за недооценки противника.

 

В Риме 1го века прославленный полководец Помпей наслаждался славой и пренебрежительно относился к успехам своего соперника Юлия Цезаря. Помпея поддерживал сенат, и у него было в 3 раза больше войск, чем у Цезаря. Своим друзьям он пренебрежительно говорил: «Стоит мне топнуть ногой, и из земли появятся легионы». Помпей был уверен, что при таком неравенстве сил Цезарь не решится на прямое противостояние. Но Цезарь перешел Рубикон, разбил Помпея в сражении и взял власть в Риме.

 

Гордыня заставляет успешных бизнесменов входить в проекты, которые им “не по зубам”. Немало предпринимателей обанкротились только потому, что не соизмерили своих возможностей и масштаба проекта. В книгах по бизнесу обычно говорят о недостаточной проработке и ошибках мышления — но ошибки мышления слишком часто кроются именно в тщеславии.

 

Альберт Эйнштейн был не только великим физиком, но и лично скромным человеком. Но иногда и он подпадал под влияние.гордыни. В 1922 г. Александр Фридман на основе теории Эйнштейна предсказал расширение Вселенной (дав другую интерпретацию теории относительности, чем оригинальная теория Эйнштейна). Не разобравшись (вот она гордыня) в сути работы Фридмана, Эйнштейн опубликовал статью с резкой критикой. 

 

Однако получив разъяснение Фридмана, Эйнштейн понял, что неправ. И публично в том же журнале не только признал свою неправоту, но и назвал работу Фридмана “правильной и проливающий новый свет”. 

 

Вот так, собственно, и нужно работать с гордыней. Иметь мужество признать свою неправоту, вместо того, чтобы цепляться за свою правоту, отстаивая свой статус. Но это нельзя сделать с энергетического уровня 2й октавы.

Нужно искать и видеть чудеса, которых полно вокруг тебя. Ты умрешь от усталости, не интересуясь ничем, кроме себя самого; от этой-то усталости ты глух и слеп ко всему остальному. (Карлос Кастанеда)

Обычно старые люди не хотят искать нового и “закосневают” в своих взглядах и привычках. У них не хватает энергии на новое, и они отстаивают свою статус — ведь свои текущие знания они получили за долгую жизнь. Большинство открытий в науке совершили молодые — но отнюдь не потому, что с возрастом у ученых притупляются мозги. 

Новые идеи в науке побеждают не путем острых дискуссий, в которых создатели нового переубеждают своих оппонентов а потому, что умирают носители старых идей.

(Макс Планк)

Гордыня “старит” нас раньше времени.

  • Внутри гордыни всегда прячется страх

Очень любопытный случай описывает Элмер Грин, один из основателей современной биологической обратной связи (БОС). В 1971 в США он проводил опыты с йогом Свами Рамой. Во время экспериментов Свами Рама действительно продемонстрировал необычные способности, часть из которых осталась “за кадром” и не была опубликована в то время. В частности, Свами Рама демонстрировал телекинез — вращение находящегося на расстоянии вентилятора силой мысли. 

 

Но Свами хотел большего и предложил оживить мертвую курицу с помощью солнечного света. Более того, Свами хотел показать, что умственные способности курицы не будут повреждены. Для этого он предложил выбрать дрессированную курицу, которая смогла бы продемонстрировать сохранение умственных способностей после оживления.

 

Элмер Грин, как он пишет, совсем не хотел проводить такой опыт — в связи с возможными религиозными ассоциациями. Но все-таки он решился, и тогда встал вопрос: где найти такую замечательную курицу. По счастью, в том же университете была лаборатория, где куриц обучали проходить через лабиринт. И Элмер Грин направился к профессору — заведующему лабораторией. Услышав о предполагаемом эксперименте, ученый муж отказался наотрез. “Эксперимент бессмыслен”, — заявил он, — “поскольку этого не может быть”.

 

Элмер Грин резонно возразил, что раз этого не может быть, то почему бы такой эксперимент не провести. Наука восторжествует, а Свами будет посрамлен. После долгого спора профессор, наконец, сказал:

“Если все-таки (хоть я в это не верю) этот сумасшедший опыт увенчается успехом, то это будет означать, что все, что я знаю и чего добился, можно будет выбросить — годы обучения и работы, ученые звания. Я перестану быть ученым, и стану обычным рядовым человеком.”

(Элмер Грин “Книга мертвых штата Канзас”)

Что ж, честный ответ. Внутри гордыни всегда прячется страх (как бы заносчива гордыня не выглядела). Следует заметить, что часть энергетика профессора явно находилось в высших октавах, и именно она позволила ему сформулировать объяснение — но не смогла преодолеть косность энергетики 2й октавы.

  • Ложное смирение

У гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из них – смирение. (Франсуа Ларошфуко)

Греческий философ Сократ проповедовал умеренность и обычно ходил в старом плаще и босиком. Один из его слушателей, философ Антисфен (глава будущей школы циников) решил перещеголять Сократа, и стал всегда носить дырявый плащ. Сократ заметил ему: «Антисфен, сквозь дыры твоего плаща видно твое тщеславие»

Поэт Эумольп хвастливо утверждает, что его имя известно всем. А на вопрос: «Почему же ты ходишь в драной одежде, если ты такой великий поэт?» – с гордостью отвечает: «Именно поэтому». (Петроний)

Ложное смирение не всегда распознается как гордость (гордыня), хотя является одним из наиболее ярких вариантов ее проявлений. Как правило, это свойственно тем, кто мало чего добился в обычной жизни и стремится проявить себя в альтернативных вариантах – искусство, религия, медитация, философия, йога. Другая причина – человек приходит в религию или медитацию, но не готов отбросить старые привычки мышления, изменить уровень сознания.

Знал я в Иерусалиме одну девственницу, которая шесть лет носила власяницу и, заключившись в своей келье, отреклась от всех удовольствий и вела жизнь самую воздержную. Но потом, быв оставлена Божиею помощью за чрезмерную гордость, впала в блуд. Это случилось с нею потому, что она подвизалась не по духовному расположению и не по любви к Богу, но напоказ людям, ради суетной славы…

 

Один монах пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки не такого держатся устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться, и стал относиться к ним с презрением. Диавол … явился ему в образе светлого ангела и предложил старцу броситься в колодец, говоря, что-де за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался, и вытащен был из колодца едва живым. На третий день он скончался.

 

(Палладий Еленопольский)

В этом описании я бы сделал лишь одну поправку. Скорее всего, гордость не возникла в результате многих лет аскетизма, а изначально сам аскетизм был выбран из-за гордости, как абсолютно верно написано «напоказ людям, ради суетной славы.»

 

И еще — аскеза, столь прославляемая многими христианскими (и не только!) авторами, также часто является одним из видов гордыни, как и дырка в плаще Антисфена.

Самоограничение — самый худший и самый злостный вид потакания себе. Поступая подобным образом, мы заставляем себя верить, что совершаем нечто значительное, чуть ли не подвиг, а в действительности только еще больше углубляемся в самолюбование, давая пищу самолюбию и чувству собственной важности (Карлос Кастанеда)

  • Гордость и раболепие

Гордый, чтобы удовлетворить своей страсти, надевая на себя личину, рабски пресмыкается пред высшими, ласкает и угождает им и несет рабство хуже всякого покупного раба (Иоанн Златоуст).

Изречение Иоанна Златоуста с первого взгляда выглядит нелогичным. Разве чувство гордости может привести к раболепию? Как-то не вяжутся картинки, создаваемые словами “гордость”и “раболепие”.

 

Но Иоанн Златоуст прав. Именно гордыня делает нас чрезвычайно зависимым к чужому мнению. Мы хотим нравиться окружающим. Это парадокс — с одной стороны мы часто их не ставим ни во грош, с другой — хотим, чтобы нами восхищались. 

Дон Хуан считал, именно на удовлетворение чувства собственной важности уходит подавляющая часть нашей энергии. С особой очевидностью это проявляется в нашей постоянной обеспокоенности тем, как нас воспримут, как нам себя подать, какое впечатление мы производим. Нас всегда чрезвычайно сильно волнует, понравимся ли мы окружающим, признают ли нас и будут ли нами восхищаться. Если бы нам удалось хотя бы частично избавиться от чувства собственной важности, то … высвободилась бы энергия, которой питается наша иллюзия собственного величия.

В сказке Антуана де Сент-Экзюпери маленький принц посещает планету честолюбца: 

— О, вот и почитатель явился! — воскликнул он, еще издали завидев Маленького принца. Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются…

— Ты и в самом деле мой восторженный почитатель? — спросил он Маленького принца.

— А как это — почитать?

— Почитать значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.

— Да ведь на твоей планете больше и нет никого!

— Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!

Ну а если восхищаются недостаточно? Тогда в качестве защиты выступает глухота к любой критике. 

Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал. (Антуан де Сент-Экзюпери)

Впрочем, я уже это обсудил, когда говорил об “отрицании реальности” и “отрицании нового”. 

  • Непросто избавиться от гордыни

Индийский святой и поэт Кабир писал:

Я отказался от сшитой одежды и ношу рясу,

но однажды заметил, что она из слишком хорошей ткани.

Тогда я купил кусок мешковины, но по-прежнему

щегольски перекидываю его через левое плечо.

(Кабир «Книга Кабира»)

Поразительно насколько похожи слова византийского философа и богослова Иоанна Лествичника:

Когда храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю пищу — опять тщеславлюсь благоразумием. Одевшись в красивую одежду — побеждаюсь любочестием, и, переодевшись в худую, опять тщеславлюсь. Говорить ли стану? Попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу? Опять предаюсь ему. Куда ни поверни эту колючку, она всегда иголками кверху.

Из всех состояний сознания 2й октавы гордыня одна из самых сложных для преодоления. 

Анж де Жуайез прожил долгую жизнь, исполненную благочестия и святости, но тщеславие, которое он одолел в миру, здесь, в монастыре, одолело его: он был избран настоятелем парижского монастыря, но так как кое-кто оспаривал его избрание, Анж де Жуайез решился пешком отправиться в Рим, невзирая на свою дряхлость и все тяготы, связанные с таким паломничеством; более того, когда по возвращении снова раздались протесты против его избрания, он вторично пустился в путь и умер, не добравшись до Рима, от усталости, горя и преклонных лет. (Ларошфуко «О событиях этого века»)

И на эту же тему цитата из Кастанеды

Дон Хуан называл чувство собственной важности монстром с тремя тысячами голов. Можно отрубить несколько из них, но остальные тут же встанут на его место. Именно оно выделывает все эти фокусы, которыми мы дурачим самих себя и заставляем себя верить, что мы из себя что-то представляем. (Карлос Кастанеда)

Видимо, нет и не может быть магического рецепта. Есть лишь долгая и кропотливая работа по наблюдению за своими мыслями и эмоциями. 

  • Гордыня группового сознания

— А в чем видишь ограниченность учений? — В гордыне. — Как это? — Когда учение объявляет только себя абсолютно истинным, а все другое — ложными, оно впадает в гордыню. (В. Серкин “Хохот шамана”)

Мы все принадлежим к разным группам — национальность, страна, профессия, религия и т.д. У групп существует групповое сознание, а групповое сознание — мощная энергия. Надо следить, куда это сознание тебя ведет, поскольку далеко не всегда оно ведет куда надо.

 

Групповому сознанию присущи все уровни энергии, свойственные и отдельному человеку. Но гордость (гордыня) — это особый случай. Мы гордимся принадлежностью к группе. Чем меньше мы из себя представляем сами, тем больше наша гордость за группу. 

Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит (Шопенгауэр)

Любая мысль об исключительном превосходстве  нации, религии, расы — это признак гордыни. Но в данном случае гордыня приходит как бы извне — от группового сознания.

 

Разумеется, как и в случае с гордостью отдельного человека, гордость группы также может располагаться на разных энергетических октавах энергетической шкалы. На самой низкой первой октаве мы наоборот презираем группу, к которой принадлежим и стыдимся ее. На второй октаве мы презираем и унижаем других. Только на более высоких октавах гордыня постепенно исчезает, и возникает гордость за свою группу без примеси негативного отношения к другим группам. А в дальнейшем и это чувство растворяется в понимании того, что не имеет значения, к какой группе мы принадлежим.

3. Лев Толстой “Отец Сергий”. Эволюция гордости

Борьба с похотью тут эпизод, или скорее одна ступень; главная борьба с другим — с славой людской (Лев Толстой)

Князь Степан Касатский — блестящий молодой офицер с прекрасным будущим. Внезапно он узнает, что его невеста была любовницей царя. В шоке он решает отказаться от мира и стать монахом.

 

Причиной этого шока и этого решения явилась гордыня.

Одна сестра, такая же гордая и честолюбивая, как и брат, понимала его. Она понимала, что он стал монахом, чтобы стать выше тех, которые хотели показать ему, что они стоят выше его. И она понимала его верно. Поступая в монахи, он показывал, что презирает все то, что казалось столь важным другим и ему самому в то время, как он служил, и становился на новую такую высоту, с которой он мог сверху вниз смотреть на тех людей, которым он прежде завидовал.

Из-за гордыни князь Касатский уходит в монастырь. И мать и себя он убеждает, что “призвание Бога выше всех других соображений, а он чувствует его”, но не религиозно-мистическое чувство толкает его в монастырь. Сам Толстой пишет, что наряду с гордыней в Касатском “было и другое, истинно религиозное чувство, которое, переплетаясь с чувством гордости и желанием первенства, руководило им.” Но нет, не согласен я с Толстым, не религиозное чувство руководит при принятии таких решений. Не религиозное чувство толкнуло князя в монастырь, а лишь только уязвленное тщеславие. 

 

Но ни монастырь, ни аскеза не может излечить гордыни. 

 

Собирая материал для повести, Лев Толстой посетил знаменитый монастырь “Оптина пустынь”, где, в частности, встретился со знаменитым Оптинским старцем Амвросием. Впечатление от монастыря видно из дневника Толстого. 

“Подтверждается то, что я видел в Киеве — молодые послушники святые, с ними Бог, старцы не то, с ними дьявол… Горе их, что они живут чужим трудом. Это святые, воспитанные рабством… Амвросий — жалок, жалок своими соблазнами до невозможности”  

И вывод: “монастырь духовное сибаритство

 

Бывший князь, постриженный в монахи под именем отец Сергий, молится Богу, но тщеславие не отпускает его. В один из дней игумен монастыря приглашает его встретиться с бывшим полковым командиром, ставшим к тому времени генералом. Пройти такое унижение бывший князь не может. 

Ваше преподобие, я ушел от мира, чтобы спастись от соблазнов, — сказал он, бледнея и с трясущимися губами. — За что же вы здесь подвергаете меня им? Во время молитвы и в храме Божием.

Эта вспышка гнева показывает, каким напускным было все его смирение. Впрочем и сам он, и его духовник прекрасно это понимают. 

С следующей почтой пришло письмо от старца, в котором тот писал ему, что причиной всему его гордость. Старец разъяснял ему, что его вспышка гнева произошла оттого, что он смирился, отказавшись от духовных почестей не ради Бога, а ради своей гордости, что вот, мол, я какой, ни в чем не нуждаюсь… Если бы ты пренебрег славой для Бога, ты бы снес.

Отец Сергий становится отшельником. Через несколько лет затворничества одна из красавиц заключает пари, что сможет соблазнить его. Противясь этому, отец Сергий отрубает себе палец руки. Это меняет в корне жизнь красавицы, которая пересматривает свою жизнь, — но не самого Сергия. 

 

Известность отца Сергия растет. Он приобретает славу целителя, к нему стекаются паломники, но чем больше растет его слава, тем больше он чувствует свое с ней несоответствие. Знаком становится событие, когда его соблазняет женщина. То, что не удалось красавице, смогла сделать некрасивая слабоумная Марья с “очень развитыми женскими формами”.

 

Но почему же отец Сергий смог противиться искушению красавицы, но поддался искушению слабоумной. Гордость — та самая гордость — помогла ему справиться с первым искушением. Ему казалось, что он победил свою плоть, — но на самом деле он боролся с волей красавицы. Ее воле, ее желанию соблазнить он противопоставил свою волю и свою гордость. И он победил — ее, но не себя.

Он думал, что живет для бога, а под эту жизнь так подставилось тщеславие, что божьего ничего не осталось, и он пал (Лев Толстой)

На следующий день после “падения” он удаляется из монастыря, отказывается от всего, чего добился и начинает жизнь бродяги. В конце он работает наемником на самой простой работе у богатого мужика. К бывшему князю и бывшему отцу Сергию приходит покой.

 

В таком финале выражена главная мысль Толстого. Он хотел 

Описать новое состояние счастия — свободы, твердости человека, потерявшего всё и не могущего упереться ни на что, кроме бога. 

А достигнуть этого состояния — по Толстому можно лишь так: 

…И только в падении, осрамившись навеки перед людьми, он нашел настоящую опору в Боге. Надо опустить руки, чтобы стать на ноги.

Обязательно ли падать, чтобы встать на ноги. Я в этом не уверен. Нельзя ли остаться на ногах изначально? Но сила гордыни велика, и не исключено, что Толстой прав — без падения нет избавления от гордыни. 

 

Кстати, идея отказа от достижений звучит во многих, очень многих произведениях. и далеко не только христианских. Так, у Владимира Серкина шаман говорит:

Добейся чего-нибудь в жизни и откажись от этого.

Но отказаться самому непросто, очень непросто. Часто жизнь это делает за нас, если не излечивая, то по крайней мере уменьшая нашу гордость.

 

(Продолжение следует)

Если вам понравилась данная статья, то оцените её. Комментарии приветствуются 🙂

5/5 - (1 голос)
Поделитесь пожалуйста статьей в:

5 комментариев

  1. Интересно, хорошо раскрыта тема и примеры-иллюстрации уместны и тщательно подобраны.

    Пусть я Толстого не очень люблю читать (как раз за морализаторство), но писатель он, конечно, великий. Чего стоит одно лишь создание такого образа, о котором автор статьи готов с ним (Толстым) поспорить как будто о реально жившем человеке :-).

    Что до действительных мотивов людских поступков, я всегда остерегаюсь разносить их по категориям типа «гордость», «тщеславие» и т.п. Очень легко ошибиться. Многие люди импульсивны. Решил, основываясь на каких-то врЕменных факторах а потом уже легче не останавливаться, чем остановиться или переменить решение (именно «механически» легче, а не из-за гордости). Другие просто «нащупали» какой-то шаблон в своём опыте и, сознательно или нет, ухватились за него, и получился тот или иной поступок. Если потом кто-то другой рассудит, что это было сделано из гордости, даже если такое заключение основано на следующем вроде подходящем по смыслу поступке, трудно с этим согласиться (или нет) или понять, откуда такая уверенность. А учитывая, что у «судьи», тоже мотивации могли быть.. самые разные, и поверить тоже трудно.

    Попытался перевести гуглом с английского слово pigeonhole (как глагол). Самое подходящее по-моему «наклеивать ярлыки» но всё равно не вполне точно. Вот, по-моему, наклеивать на поступки ярлыки мотиваций (особенно когда данный набор ярлыков сильно ограничен) — это оно и есть. Сразу теряется индивидуальность, а что приобретается — не очень понятно.

    Ещё забавный вопрос по дон Хуану: если воин такой хороший, что его обидеть невозможно — он ведь может этим гордиться. А может его обидеть командир, не поверив что он такой хороший воин, что его нельзя обидеть и наказав за это? Или это будет ранение? Но ведь рана — это язва (во времена Дон Хуана они были синонимами), а уязвить — значит обидеть… Игра слов, конечно, но она показывает, насколько расплывчаты выбранные категории-ярлыки.

    • Спасибо за интересный комментарий

      1. Идея статьи — как и всего блога — в изменении себя, повышении уровня собственной энергии. Поэтому речь идет в первую очередь о ярлыках для себя. Они могут быть полезными, т.к. помогают понять, где мы находимся, куда идти и как выбираться, т.е. создают карту и руководство к ней.

      В моей жизни, например, я четко вижу несколько ситуаций, когда гордыня привела к падению.

      Ярлыки для других также могут быть полезны, особенно психологам, но это второстепенно.

      Любые ярлыки могут быть также и вредны (как справедливо написано в комментарии), но это уже вопрос использования. Любую полезную вещь можно использовать во вред

      3. Насчет раны и язвы я не согласен. С точки зрения языка, да, можно сказать, например, «душевная рана». Но здесь имелась ввиду внешняя рана, т.е. чисто физическая. Язва же часто возникает в результате внутренних психологических процессов, «самоедения», например.

      Иными словами, при настроении воина, «внешняя рана» или обида не перерастает в «душевную рану».

      Если воин возгордится, то он вышел из настроения воина. Тут уж его можно обидеть, душевно ранить и т.д. Фактически об этом в другом абзаце слова Кабира и Иоанна Лествичника

  2. Я согласен, что причины именно своих поступков можно категоризировать, но результат даже этого процесса часто ненадёжен. Для меня оказывался полезнее более подробный «разбор полётов», без заранее выбранных категорий. Вопрос «почему» можно задать много раз, для каждого из многих компонентов принятия решения или поведения. Картина часто сложнее, чем можно выразить одним словом. Также «гордость» или «гордыня» — не очень-то полезный результат. Как такую ошибку «исправить»? Ну да, можно попробовать попросить прощения, признать неправоту. А вот что надо сделать, чтобы её не повторить или не совершить другую подобную ошибку? Тут мне лично просьбы о прощении, признание неправоты как таковые не помогают, «грешить и каяться» в одном и том же можно много раз. Нужны детали. И ярлык типа «гордыня» в их осознании для меня скорее помеха, чем подмога. Когда ситуация была для меня важна, я пытался, основываясь на деталях, построить чёткий план изменения привычек («путей» по-Библейски), с контрольными точками и т.п., в т.ч., к сожалению, ещё одним «ярлычком» — ценой. И как бы мне здесь помогла «гордыня» или другой ярлык мотивации?

    • Единственный способ не повторить ошибки — стать другим человеком (Джон Беннет).

      Единственный способ стать другим человеком — повысить уровень вибраций, энергетически перейти на более высокий уровень.

      Чтобы энергетически перейти на более высокий уровень — полезно (хотя необязательно) понимать, на каком уровне ты находишься, с какого уровня приходят те или иные мысли и чувства, и как перейти на более высокий уровень.

      Говоря о гордости и гордыни. В моей карте 7 октав энергетический состояний. В этой статье разобраны первые 2 в отношении гордости. Есть еще 5. Почему это интересно? Потому что энергетически возможно перейти на более высокий уровень «прыжками» по октавам на одних и тех же «нотах» (напр., состояния гордости). Аналогичное состояние более высокой октавы позволяет избавиться от фиксации на этом же состоянии более низкой октавы.

      Состояние низкой октавы «включает» в себя состояния более высоких октав, надо лишь их заметить и на них сосредоточиться. Примерно, как нажатие клавиши ДО первой октавы фортепиано вызывает слабые и затухающие гармоники более высоких октав.

      Например, на 1й октаве человек презирает себя. На 2й октаве он презирает других. Но на 1й октаве обычно он презирает и себя и других, это типичный случай («я говно и все вокруг говно»). Соответственно, сосредоточившись на части энергии (мыслей, эмоций, убеждений), которая говорит «все вокруг говно» и перенеся туда всю свою страсть, он «вытянет» энергию из крайне низкого состояния 1й октавы.

      В известном высказывании Ларошфуко

      «Гордость часто разжигает в нас зависть, и та же самая гордость нередко помогает нам с ней справиться»

      та гордость, которая помогает справиться с завистью находится на более высокой октаве, чем гордость, которая ее разжигает. Гордость, к-ая разжигает, — 2ая октава (гордыня). Гордость на 2й октаве не может полностью справиться с завистью, зависть всегда будет потенциально содержаться в гордости и проявляться при удобном случае.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить