Любая религия включает в себя 2 противоположных вектора.
Один — на объединение людей. Мы все мусульмане, мы все православные.
Другой — на разъединение. Мы мусульмане, а они христиане. Мы православные, а они католики.
Оба этих вектора присутствуют в любой религии. Но пропорция между ними разная. По тому, какой вектор преобладает, можно понять, насколько данная религия продвинута в целом. Чем больше вектор на разъединение, вражду, противопоставление, тем ниже энергетический уровень этой религии.
Аналогично по людям внутри каждой религии. У каждого свой уровень, и его можно понять по тому насколько силен вектор на разделение.
У святых (которые были и есть в рамках любой мировой религии) вектор на разъединение практически отсутствует. Иными словами, они прекрасно понимали, что любая религия — это лишь один из возможных путей.
Интересна история, которую в своих воспоминаниях (название книги “Свидетель”) рассказал Джон Беннетт. Кстати, его книга существенно изменила мое отношение к мусульманству в целом, рекомендую ее почитать.
Беннетт был британским резидентом в Турции в 1ую мировую войну и вращался в высших кругах турецкой знати и правительства. Он заинтересовался суфийскими орденами, был допущен к суфийским ритуалам и участвовал в них — случай редкий для европейца-христианина.
Позже в один из периодов своей жизни Беннетт всерьез увлекся исламом (у него было много разных периодов, и он попробовал совершенно разные пути, например, он был учеником Гурджиева). Точнее суфийским направлением в исламе, он стал дервишем, как он сам пишет
Я решил, что разделю их (дервишей) жизнь настолько, насколько это возможно
Беннетт встречался со многими замечательными суфиями. Один из них, Эмин-бей рассказал ему
о христианском священнике, обращенном им в Ислам. Священник предложил публично объявить о переходе в другую конфессию. «Это глупо, -сказал ему Эмин. — Ислам деградировал не менее, чем христианство… Живи наставлениями Корана, которые соответствуют евангельским заповедям. Молись тайно, но явно делай добро людям. Те, кто узнают о твоих добрых делах, возможно, придут к тебе за советом, и тогда ты сможешь указать им правильный путь. Так ты добьешься большего, чем любым публичным признанием
и далее
Никогда не забывай, что вершина всех религий содержится в одном слове — ЧЕЛОВЕК… Стать человеком — вот единственное, что имеет значение, внешняя форма ни о чем не говорит
очень дискуссионноёмкий пост 🙂 Мне неизвестны примеры что бы
«У святых (которые были и есть в рамках любой мировой религии) вектор на разъединение практически отсутствует. Иными словами, они прекрасно понимали, что любая религия — это лишь один из возможных путей.»
Поясните — кого имеете ввиду (желательно из монотеистических религий)?
Пример непосредственно в статье (ислам — монотеистическая религия)
Следует заметить, что все эти святые держали это свое понимание при себе, т.к. хотели жить спокойно.
«Святые» — институт в основном христианский. Многие из святых пролили реки крови, например Фердинанд 3й у католиков или святой Владимир у православных. В какой-то степени были канонизированы именно за это. Да и сам Христос немалое внимание уделил отделению козлищ от агнцев, зёрен от плевел и т.п..
Про отсутствие вектора разъединения у Пророка, его первых последователей и первых праведных халифов Ислама — вообще молчу.
Обращаясь к иудейским пророкам (формально святых в иудаизме нет, но пророки их близкие аналоги), их тоже трудно обвинить в «отсутствии вектора разъединения». Моисей обошёлся (вроде как) без большого количества пролитой под его руководством крови (хотя см. разделение и убийство 3000 нечестивцев в Исход 32-27), но это в основном потому что ему было не суждено войти в Землю обетованную. Уже следующий пророк, Иисус Навин, «кротчайшим из всех людей» (как считали Моисея), называться не мог себе позволить роскоши, успешно завоёвывая ханаан и истово истребляя, соответсвенно, хананеев. За что и остаётся чтим.
В общем, как-то неправдоподобна объединительная миссия святых…
Это все верно. Под святыми я имел ввиду настоящих святых, а не тех, кого сочли святыми официальные церкви. Святой Владимир (насколько я помню историю — это он заманил одного из соперников-князей на переговоры, убил его и взял себе в наложницы его беременную жену) пусть будет святым для православных.
И конечно я беру идеальный случай.
Даже Франциск Ассизский пытался обратить султана в христианскую веру… Что ж, и у настоящих святых есть куда развиваться дальше 🙂