Тонкой душе тягостно сознавать, что кто-нибудь обязан ей благодарностью; грубой душе — сознавать себя обязанной кому-либо. (Фридрих Ницше)
Ошибки людей в их расчетах на благодарность за оказанные ими услуги происходят оттого, что гордость дающего и гордость принимающего не могут сговориться о цене благодеяния. (Франсуа Ларошфуко)
Этот пост является продолжением поста Благодарность — умение брать
Может ли благодарности быть слишком много?
Чувство благодарности — вещь хорошая. Но не всегда и не в любых количествах.
Очень много пишут о пользе благодарности, и очень мало об опасности излишней благодарности.
В благодарности крайне важен баланс между тем, кто дает и тем, кто принимает. Нарушение баланса в любую сторону мешает энергии благодарности течь свободно. Неумеренное выражение благодарности нарушает баланс точно так же, как и неблагодарность.
Все мысли типа:
Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек благодарности (Жан де Лабрюйер)
нехороши, даже если речь идет о внутреннем выражении благодарности. И тем более плохи, если речь идет о внешнем выражении.
Интересно, что в интернете можно найти много статей на тему как «опасно дарить слишком много» (особенно детям, но не только). В нашей культуре считается, что передарить легко, а переблагодарить невозможно. И причина этого совсем не в высоких моральных ценностях. Наоборот, именно поскольку благодарность не рассматривается как нечто ценное, мы считаем, то ее можно дарить неограниченно. Иными словами, мы не считаем ее подарком. Подарок для нас – это нечто более материальное.
Но по силе воздействия благодарность для сознания очень даже материальна. И ее излишек по вредности воздействия ничуть не меньше, чем отсутствие благодарности.
В благодарности, как и во всем другом, нужно соблюдать баланс. Можно сказать, что истинная благодарность — это искусство баланса.
Недавно я прочел пост художника о том, что не надо слишком сильно благодарить покупателя за купленную картину – чтобы покупатель не подумал, что он купил ее слишком дорого. Вместо этого художник предлагает поздравить покупателя с выгодной сделкой, что – как он пишет – всегда вызывает взаимный обмен благодарностями.
Совет очень верный, пусть и высказанный из чисто коммерческих соображений. Интуитивно мы всегда чувствуем нарушение баланса, даже если не всегда можем сформулировать это словами.
Излишнее благодеяние. Нарушение баланса.
Бывают услуги настолько бесценные, что отплатить за них можно только неблагодарностью. (Александр Дюма отец)
Слова Ларошфуко о том, что «большинству из нас сложно испытывать чувство благодарности за слишком ценные оказанные нам услуги» обычно понимаются как упрек людям в неблагодарности. Отчасти это так.
Но вопрос глубже. Причина в том, что мы интуитивно чувствуем нарушение баланса. Мы не можем вернуть оказанную услугу, и чувствуем себя в долгу.
Иногда, это действительно наша неблагодарность.
В 80х годах в Ереване автобус упал в реку с моста. Люди тонули внутри автобуса. На месте происшествия оказался Шараш Карапетян — профессиональный спортсмен, пловец-подводник. Рискуя жизнью, раз за разом он нырял в реку (температура воды была 13 градусов), вытаскивая людей. Он спас более 20 человек, попал в реанимацию. Многие из тех, кого он спас, даже не попытались его поблагодарить.
Через несколько лет корреспондент газеты встретился с теми, кого он спас и задал вопрос: «Почему они не пытались связаться со своим спасителем?». Ответы были стандартны – житейские хлопоты, новая квартира, работа, семья – некогда было.
Но иногда баланс нарушается чрезмерным благодеянием, чрезмерно большим подарком, которые НЕ являются необходимостью.
Люди не чувствует искренней благодарности за такой подарок – и вполне обоснованно. Мы нарушили баланс – и нарушили его не для них. Мы это сделали для себя, для того, чтобы подпитать свое чувство собственной важности.
Или может быть для того, чтобы нас любили больше.
В любом из этих случаев, это не повод для благодарности, не так ли?
Есть шуточное стихотворение А.К. Толстого «Великодушие смягчает сердца», которое очень подходит для иллюстрации такого случая.
«Вонзил кинжал убийца нечестивый
В грудь Деларю.
Тот, шляпу сняв, сказал ему учтиво:
«Благодарю».
Деларю великодушно прощает все попытки его убить и достигает неожиданного успеха. Злодей в муках совести рыдает у его ног. Но Деларю не только не принимает его раскаяния (что уже само по себе кардинально нарушает баланс)
Злодей пал ниц и, слез проливши много,
Дрожал как лист,
А Деларю: «Ах, встаньте, ради Бога!
Здесь пол нечист».
но и наоборот “благодетельствует” его все больше и больше, теряя границы
Хотите дочь мою просватать, Дуню?
А я за то
Кредитными билетами отслюню
Вам тысяч сто!
Заканчивается все закономерно. Злодей не смог простить чрезмерных благодеяний и, снедаемый завистью, отравил благодетеля.
Ирония стихотворения мешает понять, что такое нарушение баланса происходит в жизни постоянно.
Благодарность. Умение дарить.
Большинство из нас любит давать (по крайней мере то, что не очень жалко) больше, чем брать — это дает ощущение собственной значимости.
Но мы редко делаем это с благодарностью к тем, кто берет.
Многие не поймут. Разве тот, кто дает (дарит), тоже должен благодарить — он же и так дает? Обычно считают, что благодарить должен только тот, кто получает.
Но для сохранения баланса, благодарность должна существовать с обеих сторон процесса дарения.
Когда мы что-то кому-то дарим (оказываем услугу), у нас есть возможность благодарить за то, что наш дар принимается. Вот только пользуемся ли мы этой возможностью?
В Бхагавад-Гите подарок (дар), совершенный без благодарности и уважения к тому, кому даришь, считается тамасичным (тамас – это невежество, тамасичные поступки – те, которые ведут человека вниз по лестнице развития). С этой точки зрения лучше вообще ничего не дарить, чем дарить без чувства благодарности, тем более с чувством превосходства.
Если мы дарим с чувством превосходства, то не упускаем ли мы основную суть процесса дарения?
Пусть мы дарим что-то совершенно материальное — наше отношение, наши чувства, вложенные в подарок, всегда ощущаются. И тем, кто принимает подарок, и что еще важнее нами самими.
Искренняя благодарность дающего — это то, что уравнивает того, кто дает, и того, кто принимает. Мы относимся к тому, кому даем, как к равному; это дар, а не подачка.
И еще — благодарность к тому, кто берет — это благодарность к жизни (судьбе, Высшей Силе), которая дала нам такую прекрасную возможность — сделать другим подарок.
Ведь этого могло не быть. Представьте, что у вас все есть, но нет никого, кому бы вы могли хоть что-то подарить. Нет никого, кого вы могли бы сделать более счастливым.
Ну разве не грустно?
Опасность благодарности
Про это не так часто пишут, но чувство благодарности может быть опасной вещью.
Благодарность – вещь естественная. Когда нам что-то подарили, нам хочется сравнять счет – подарить что-то взамен. Восстановить баланс.
И этим пользуются манипуляторы.
Одно время в аэропортах и на вокзалах можно было встретить представителей одной секты. Они дарили цветок проходящим людям, а потом просили сделать пожертвование.
И их нехитрая манипуляция была вполне успешной.
Люди принимали цветок, не чувствуя подвоха. Потом они оказывались в ловушке благодарности, и им было сложнее отказать.
В одном из исследований (Bartlett & DeSteno, 2006) такому состоянию готовности помочь даже было присвоено название – «состояние благодарности» (the gratitude condition). Когда участников эксперимента водили в такое состояние (подставной актер, которого они считали участником, помогал им выполнить сложное задание), участники гораздо охотнее выполняли его ответную просьбу, чем в обычном состоянии.
Благодарность и восстановление баланса – это прекрасно, но когда манипулируют твоими лучших чувствах, самое правильное – послать манипуляторов на три буквы русского языка.
Другая опасность связана с мотивацией.
В исследованиях и статьях очень много пишут, как благодарность — даже искусственно вызванная формальными приемами (про формальные приемы см. ниже) — уменьшает беспокойство и улучшает настроение.
Но есть обратная сторона монеты. Большинство из нас развивается только тогда когда мы чем-то неудовлетворены.
Я не хочу сказать, что это хорошо. В идеале то, что мы удовлетворены своими успехами, только должно помогать нам идти вперед. Но в жизни обычно не совсем так — у большинства из нас.
Чрезмерное состояние благодарности делает нас слишком благодушными. И уменьшает мотивацию к развитию.
Антидепрессанты первого поколения увеличивали серотонин в ущерб дофамину и приводили к сильному повышению удовлетворенности жизни при почти полном подавлении желания что-либо в ней изменить..
Крайнее выражение этого состояния — бомж, который доволен жизнью, и благодарит небеса за то, что он еще жив и за посланный ими окурок сигареты.
Благодарность — это искусство баланса.
Также рекомендую прочесть Доросли ли мы до благодарности